Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Рагозина А. В.
Рагозина Александра Владимировна / Ragozina Aleksandra Vladimirovna – студентка,
Национальный исследовательский мордовский государственный университет, г. Саранск
Аннотация: в статье анализируется действующее законодательство, регламентирующее претензионный порядок урегулирования споров. Раскрываются проблемы осуществления претензионного порядка, случаи в которых обязательно устанавливается претензионный порядок.
Ключевые слова: претензионный порядок, альтернативная форма, спор, урегулирование.
Претензионный порядок урегулирования спора – это примирительная процедура самими спорящими сторонами, осуществляемая посредством предъявления претензии и направления ответа на нее.
По мнению О.В Мичугиной «Претензионный порядок представляет собой обязанность кредитора предъявить к должнику требование об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник должен дать на него ответ в установленный срок» [9, с.55].
М.Ю Тихомиров определяет претензионный порядок урегулирования спора «кредитор в силу закона или договора обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник – дать на нее ответ в установленный срок»[8,с.41].
«Претензионный порядок урегулирования конфликта является согласительной процедурой по признанию должником обоснованности требования кредитора, когда в результате претензионной переписки устраняются разногласия между сторонами и спор не доходит до суда общей юрисдикции, арбитражного или третейского суда»[3, с.11]
Согласно ч 5 ст. 5 АПК РФ претензионный порядок урегулирования может быть установлен либо федеральным законом, или договором сторон, т.е. в соответствии с федеральным законом или договором сторон дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в обязательном претензионном порядке.
Обязательный претензионный порядок рассмотрения споров установлен законодательством только в ряде случаев: предъявление претензий к перевозчику, обязательное направление претензии оператору почтовой или иной связи, соблюдение претензионного порядок при разрешении споров возникших с экспедитором, претензия направляется продавцу, если она касается количества, ассортимента, комплектности, тары или упаковки товара, также, такой порядок используется при урегулировании спора об изменении или расторжении договора.
«Многие организации и предприниматели, допуская возможность возникновения разногласий, включают условие об обязательном претензионном урегулировании спора в договор» [7, с.102].
Существует ряд требований предъявления и рассмотрения претензий: субъекты осуществляющие претензионное производство должны обладать правоспособностью и дееспособностью, должен строго соблюдаться порядок предъявления претензии, необходимо соблюдать форму претензии, должен соблюдаться порядок ответа на претензию. Например, претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст. 406 КТМ РФ).
Идея претензионного урегулирования споров и конфликтов имеет большой потенциал. «Есть сферы отношений, где оно может быть очень полезным. При выполнении всех требований претензионного порядка и добросовестности сторон можно в кратчайшие сроки урегулировать конфликт» [1, с.34].
В случае ненадлежащего исполнения одной из сторон договора принятых на себя обязательств, другая сторона, в силу ст. 11 ГК РФ, имеет право на судебную защиту своих нарушенных прав и законных интересов. «Прежде чем обратиться в суд с исковым заявлением, истец вправе во всех случаях принять меры к досудебному урегулированию спора. Как правило, досудебное урегулирование спора осуществляется путем направления претензии противоположной стороне» [2, с.20].
Помимо случаев, указанных в законе, стороны могут предусмотреть обязательный претензионный порядок разрешения споров непосредственно в договоре между сторонами.
Независимо от того, каким образом установлен претензионный порядок, его несоблюдение влечет наступление неблагоприятных последствий. «При отсутствии доказательств соблюдения обязательного претензионного порядка исковое заявление считается поданным с нарушением установленной формы и влечет возвращение искового заявления, либо оставление его без движения » [5, с.66].
«Если несоблюдение обязательного претензионного порядка выявлено после принятия искового заявления и возбуждения производства по делу, суд обязан оставить заявление без рассмотрения» [4, с.19].
Из всего сказанного можно сделать вывод, что основная задача применения претензионного порядка состоит в том, чтобы побудить стороны самостоятельно урегулировать возникший конфликт или ликвидировать иную обнаружившуюся неопределенность.
Список использованных источников