Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Видяйкин Игорь Евгеньевич,
студент 2 курса юридического факультета Мордовского государственного
университета им. Н. П. Огарева, г. Саранск
Аннотация: В статье раскрывается современное состояние института омбудсмена в России, как альтернативной формы разрешения споров, приводится и анализируется практика применения данного института.
Ключевые слова: альтернативная форма разрешения споров, омбудсмен, бизнес-омбудсмен, уполномоченный по защите прав предпринимателей, финансовый омбудсмен, общественный примиритель на финансовом рынке.
Ombudsman in Russia as an alternative disputes resolution
VIDYAYKIN I.E.
Vidyaykin Igor Evgenyevich,
student Ogarev Mordovia State University,Saransk
Abstract: This article describes current state of institute of ombudsman in Russia as an alternative disputes resolution, defined and analyzed practice of using this institute.
Keywords: alternative disputes resolution, ombudsman, business ombudsman, commissioner for the protection of the rights of businessmen’s, financial ombudsman, public conciliator in the financial market.
Под альтернативными формами разрешения споров и конфликтов понимаются процедуры и способы разрешения споров (конфликтов), применяемые вне судебной системы и внутри ее [8, с. 17]. Комбинированные формы представляют собой вид форм, соединивших в себе в различных вариациях элементы основных альтернативных форм разрешения споров.
Для России комбинированные формы альтернативного разрешения споров предоставляют широкую и плодотворную перспективу по активному развитию и претворению в жизнь, так как на данный момент они, в отличие от зарубежных развитых стран, используются не так активно.
В американской литературе в качестве комбинированной формы альтернативного разрешения споров упоминается омбудсмен (ombudsman) [9, с. 147]. Институт омбудсмена появился в 1809 году, когда в Швеции для защиты прав граждан был создан пост Шведского Парламентского Омбудсмена. Изначально омбудсмены представляли из себя защитников прав человека в целом. В дальнейшем развитии, омбудсмены стали пониматься также, как лица, чьей задачей стало разрешение конфликтов и урегулирование споров.
В России, в основном, распространена трактовка омбудсмена в государственно-правовом смысле (как независимое лицо, уполномоченное различными способами осуществлять охрану прав граждан и восстанавливать данные права). В таком виде институт омбудсмена не может быть отнесен к форме альтернативного разрешения споров.
Однако не так давно Указом Президента от 22 июня 2012 года, а затем и Федеральным законом от 7 мая 2013 № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" был создан относительно новый для нашей страны вид омбудсмена – Уполномоченный по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмен).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей существовал в некоторых субъектах РФ ещё до принятия соответствующего федерального закона. Возможно, благодаря этому, в законе, например, Ульяновской области «Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Ульяновской области», сохранилась закрепленной норма, по которой орган, или должностное лицо, чьё действия и решения обжалуются, обладает правом дать объяснения по проверяемым вопросам, либо мотивировать свою позицию в целом [1]. В данном случае бизнес-омбудсмен выступает непосредственно в качестве института альтернативного разрешения споров, так как появляются две полноправные спорящие стороны и посредник между ними, в лице Уполномоченного. К сожалению, в федеральном законе такая норма отсутствует.
Институт бизнес-омбудсмена уже получил широкое распространение. Так, Региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей действуют в 77 субъектах РФ. В 43 субъектах РФ созданы общественные приемные бизнес-омбудсмена. За 2012 – I квартал 2014 года уполномоченными было принято 6593 обращения [3].
В зарубежном опыте, например, в Австралии функционирует институт комиссаров по вопросам малого бизнеса. Цель их деятельности – создание благоприятной среды для развития малого бизнеса. Комиссары выполняют обеспечение альтернативного разрешения коммерческих споров между малым бизнесом и коммерческими организациями и между малым бизнесом и органами публичной власти. Для выполнения этой функции они консультируют представителей малого бизнеса по вопросу о возможных способах решения спора, осуществляют телефонные переговоры с каждой стороной, используют процедуры медиации [10, с. 181].
В нашей стране развитие системы медиации идёт небольшими темпами, и для участия в ней бизнес-омбудсмена необходимо, чтобы законодатель установил возможность и допустимость данной процедуры [7, с. 68].
Кроме бизнес-омбудсмена, в России существует также Общественный примиритель на финансовом рынке (Финансовый омбудсмен), чей институт уже полностью соответствует понятию альтернативной формы разрешения споров. Должность финансового омбудсмен была создана Ассоциацией Российских Банков, его офис начал работу с 1 октября 2010 года.
Согласно Положению об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене), Общественный примиритель на финансовом рынке (Финансовый омбудсмен) является постоянно действующим общественным органом разбирательства споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами [6]. При рассмотрении спора, финансовый омбудсмен должен разрешать его в ходе примирительной процедуре, а при невозможности её – по существу. Его решения являются обязательными для всех организаций, присоединившихся к институту финансового омбудсмена. Если удалось достигнуть согласия в ходе примирительной процедуры, омбудсмен утверждает подписанное сторонами Примирительное соглашение, которое может быть передано сторонами в суд или третейский суд в качестве мирового соглашения. Таким образом омбудсмен своей деятельностью затрагивает элементы сразу нескольких альтернативных форм разрешения споров.
Практика показывает, что институт финансового омбудсмена оказался достаточно эффективным и востребованным. Так, за время его существования к концу апреля 2015 года им было получено 22103 обращения в адрес 294 организаций и успешно урегулировано 7693 спора [4].
Вероятно, успешность его существования стала стимулом для создания Законопроекта «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций», который был принят 439 голосами в первом чтении Государственной Думой РФ 1 июля 2014 года [5].
Основываясь на всём вышесказанном, можно понять: несмотря на то, что институт омбудсмена как альтернативной формы разрешения споров в России на данный момент слабо распространен, он является действительно востребованным, а положительная динамика в тех сферах, где он начал применяться, позволяет надеться, что общество вскоре начнет активнее и шире разрешать споры данным способом.
Список литературы.