Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чегринцева Татьяна Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2015»  (июнь 2015)
Количество просмотров статьи: 3569
Показать PDF версию Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности

В научной педагогической среде все чаще поднимается вопрос духовно-нравственного воспитания детей. За последние годы в образовательном процессе наибольшее внимание уделялось интеллектуальному развитию детей. Эта направленность имеет вроде бы хорошие результаты: уже младшие школьники и даже дошкольники легко владеют компьютером, иногда лучше своих учителей, у них развито логическое мышление, они без труда могут найти необходимую информацию. Но, несмотря на то, что дети имеют доступ к компьютерным технологиям, умеют работать с информационным пространством, мы все чаще наблюдаем примитивность их интересов, равнодушие и неуважение к окружающим их людям, часто даже к родителям. Это происходит из-за того, что сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. У современных школьников нет четкого представления о добре, любви и красоте и о противоположных им зле, равнодушии и безобразии. Погружаясь в мир телевидения и интернета, школьники поглощают все, что им предоставляет огромное информационное пространство наиболее ярко и увлекательно, не умея «фильтровать» информацию. Дети, видя с экранов телевидения или компьютера жестокие примеры жизни, иногда примеряют их под себя, проявляя ту же жестокость к тем, кто слабее их.

Одна из причин бездуховности молодежи - недостаток образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни.

Перед современной школой стоит непростая задача. С одной стороны, в современном обществе для получения хорошего квалифицированного образования необходим высокий интеллектуальный уровень развития. Но мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний и научиться зарабатывать деньги, но и стать полноценным членом общества с развитым чувством любви к Родине и ближнему, пониманием добра и зла. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.

В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление. Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества.

Занятия изобразительной деятельностью являются средством познания жизни, источником духовного обогащения личности и одновременно удовольствием, развлечением. Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность, которая является частью культуры, обладает огромным потенциалом в плане развития исторической памяти, национального самосознания, творческой возможности личности.

Путь развития творческого сознания ребёнка весьма интересен. Смена ярких образов реальными предопределена образным мышлением. Развитие образного мышления идёт через развитие творческой активности, и чем раньше начинаешь этот процесс, тем лучше.

К самому продуктивному периоду развития творческой активности можно отнести младшие классы. На каждом уроке происходит формирование творческой, духовной и деятельностной личности учащихся. Развивая у детей способность любования образами, вызываю эмоциональный отклик к этим образам, формирую образно-поэтические представления о реальной действительности, нравственные отношения в процессе накопления художественно-познавательной информации, развиваю эстетический вкус.

Творческое задание для детей - это «открытое» задание на выразительность. Задавая тему и средства работы, я создаю те «предлагаемые обстоятельства», в которых развернётся собственное творчество ребёнка. Может быть, в результате такой работы в душе ребёнка откроется внутренний источник художественных замыслов, и он будет порождать их уже независимо от каких-либо заданий. Его художественное развитие будет интенсивным, и, возможно, некоторые из таких детей посвятят себя тем или иным формам художественного творчества.

Творческое задание ставит ребёнка в позицию творца, вплотную подводит к той черте, за которым может начаться порождение собственных художественных замыслов, - и это максимум, что во власти любого педагога оснащенного лучшей методикой. Каждый урок является самостоятельным звеном в единой цепочке духовного воспитания. Ребёнок пытается заглянуть внутрь себя, пытаясь ответить на вопросы, задаваемые или не задаваемые доселе: откуда всё появилось? Зачем человек живёт? Задача, стоящая перед учителем: привить чувства прекрасного с основой понимания идеи и цели человека.

Работая по программе Б.М. Неменского уже много лет, я всё больше убеждаюсь в том, что содержание её основано на эмоционально-духовной деятельности, на становлении личности ребёнка. Дети на уроках получают художественный настрой на основе использования притч, сказаний, библейских историй, сказок, репродукций, слайдов, музыкального фона.

На первом году обучения происходит духовно-художественное знакомство ребёнка на подсознательном уровне. Ученику предлагается нарисовать «свою семью» и «чем семья любит заниматься». По рисункам можно понять внутреннее состояние ребёнка, атмосферу семьи.

Есть люди, которые рождаются с душой, открытой к природе, - сильным чувством природы; точно так же, как рождаются люди с душой музыкальной, художественной, поэтической, религиозной. Эти счастливые дары неба - удел немногих. Но, в зародыше эти чувства присущи всякой душе, и дело воспитания - не дать им заглохнуть, а развивать и культивировать. Переходя из класса в класс, у детей формируется понятие неисчерпаемого богатства разнообразия красоты окружающего мира, которые могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма - нашей природы, никогда не поднимется рука его, чтобы уничтожить хоть малую её часть. Если человек поймёт, что окружающий его мир - это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.

Человек создаёт красоту вокруг себя и для себя. Духовное воспитание детей основывается на принципе главного и второстепенного. Мир велик, творения его безграничны, но понимания важности и главенствующей роли божьих созданий перед человеческими, является основополагающим. У младших школьников формируется стойкое понятие, что человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нём. Главной задачей педагога является научить детей с раннего возраста любить и знать историю всего человеческого рода, начиная с того места, где живёшь.

Каждый учебный год - это ступень целостного художественного развития личности ребёнка, где происходит формирование художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Одним из основных принципов обучения «от жизни через искусство, к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, что является важным условием духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира.

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное - с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно «понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в вещественной жизни, в труде и искусстве. Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным данностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует её, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как не предсказуем взгляд ребёнка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической.

С раннего возраста учащиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации. Прежде чем выполнить задание, организуется предварительная работа - наблюдение натуры. Заранее, перед уроком, предлагается учащимся определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Первый снег» обращается внимание детей на зимние деревья: какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках дерева, что темнее зимой - небо или земля, какого цвета небо и т.д. Тем самым организуется глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развитие зрительной памяти, наблюдательности (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитание эстетического отношения к миру, бережное отношение к родной природе. Учащиеся рассматривают репродукции художников, определяют, из каких красок состоит цвет неба, цвет земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников - как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это же пространство состоит из мазков: зелёно-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.

Предварительный анализ зимней природы и работ художников помогает учащимся создавать самостоятельные живописные этюды. Свои наблюдения ребята смогли реализовать в творческих работах.

Великие и вечные темы жизни, играют важную роль в становлении личности и духовном воспитании учащихся. Тему «материнства», «мудрость старости», учащиеся выполняют живописные портреты с любовью и нежностью своих мам, бабушек, дедушек. Также важна тема «Сопереживание» в 4 классе, которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как добро, великодушие, сострадание.

Сегодня возникло слово ксенофобия - страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культура и терпимость - цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют, по-научному толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценное и Терпимость - одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов Пушкина и Достоевского.

Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной и из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость, к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации - один из важнейшие компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. И это проводится на уроках изобразительного искусства с элементами истории искусства где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.

Очень важным, обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд). Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритм, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника, и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.

Творить, любить людей, цветы, солнце - как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир - всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Духовность - это не роскошь, а вопрос выживания, быть или не быть Российскому государству.

В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью.

Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности - в науке, политике, в быту, труде. Мои выпускники, не смотря на то, что не многие выбрали специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными личностями.

Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.

Программа по изобразительному искусству с элементами истории искусства формирует представление о художественной культуре как части духовной культуры. Во- первых, это высокая эмоциональность. Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро. Во-вторых, необходимо творческое воображение. В-третьих, точность и яркость образов, возникающих при восприятии искусства и в процессе его создания, зависит от знаний человека, умения извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого образного мышления, воображения, фантазии.

В мотивационном обеспечении урока очень важным моментом является ещё и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы в период (проведения бесед, связанных с изучением истории изобразительного искусства (7 класс) о творчестве «наивных» художников, художников-импрессионистов и постимпрессионистов: Ван Гога, Гогена и др. Этому способствуют и помогают коллективные творческие работы, в которых композиция создается учениками с разными способностями. Например, при изучении искусства средневековья в 4 классе мы создаем композицию «Средневековый город». Наиболее способные ученики выполняют Готические соборы в технике аппликации, рисуют образы жителей в традиционных шеломах той эпохи, а остальные учащиеся эти здания декоративно оформляют, придумывают эмблемы и т.п.

Развитие тонкости чувства осуществляется при изучении таких тем, как «Образ матери» (при рассмотрении древнерусской иконописи Рафаэля).

На уроках изобразительного искусства формируется у обучающихся умение преодолевать трудности в учении, развиваются интеллектуальные способности, мыслительные умения; реализуется перенос знаний в новые ситуации: ставится задача перед учениками - где и когда в перспективе дальнейшей жизни все эти навыки и знания могут пригодиться? И мы вместе приходим к выводу - в любой выбранной ими профессии весь накопленный багаж знаний поможет им стать хорошим профессионалом и высоконравственной, культурной личностью.

В процессе выполнения коллективной композиции «Олимпийские игры» происходит формирование представления о зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания. Победа России на олимпийских играх вдохновляет учащихся в создании коллективной работы «Спортивные олимпийские состязания».

Также, кроме беседы о выдающихся классических образцах античной скульптуры, которые зачастую ставили в честь олимпийских героев, перед выполнением задания проводится динамическое упражнение по укреплению позвоночника (по С.Амосову). Рассказывается легенда о богах Олимпа, которые спрятали здоровье внутрь человека, и теперь во многом лишь от него зависит, сколько ему жить.

В период знакомства с творчеством А.Рублева, Ф.Грека, Дионисия основной акцент ставится на духовно-нравственное воспитание личности через постижение истины в гармоничных святых и светлых образах «Троицы», «Спаса», «Преображения» и др.

На художественных примерах гениальных творцов Леонарда да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана строится беседа о том, что надо сделать, чтобы хоть чуточку приблизиться к гениям, стать гармонической личностью. Делается совместный вывод о том, что титанический труд делает творческого человека гением, а познание окружающих начинается с познания самого себя и своих возможностей. Совместно разрабатываются психологические рекомендации к гармонизации личности. В качестве задания предлагается создание автопортрета в 6 классе в стиле эпохи Возрождения.

Основными целями урока в 7 классе являются воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям, умения разрешать жизненные проблемы через принятия себя и другого. Основное внимание во время беседы уделяется на попытку понимания главной идеи картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» - прощать значит любить. На доске эпиграф: «Любить значит прощать, прощать - это понять, понять - это значит знать, знать - это приблизиться к порогу мудрости». На уроке проводится связь-аналогия с прощением в христианстве. В христианстве прощению отведен специальный день - последний день Масленицы (накануне Великого поста - Прощеное Воскресенье). Эта тема проходит через всю библию. Художественно-творческое задание заключается в цветовом или графическом решении знаковое изображение термина «простить».

Единство, гармония всех сфер и всех творений - вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении подготовки молодого поколения будущего духовного государства.

Результатом творческой деятельности детей является участие в выставках, конкурсах и занятие призовых мест на районных и областных конкурсах.

В заключение хочу сказать, что вопросы духовности человека и общества всё более и более затрагивают человеческие умы. На страницах журналов и книг появляются статьи, размышления и реальные плоды в виде конференций, обсуждений и выдвижения собственных позиций по вопросам духовности общества, духовности детства, духовности государства.


Чегринцева Татьяна Николаевна

МОУ «Майская гимназия

Белгородского района Белгородской области»

Учитель изобразительного искусства

Почётный работник общего образования

Белгородская область Белгородский район

п. Майский ул. Садовая 1 кв. 56

t.n.1954@yandex.ru Телефон: 8 980 321 26 16