Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Правовые особенности ликвидации корпорации в процессе банкротства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сереженкова Юлия Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 10090
Показать PDF версию Правовые особенности ликвидации корпорации в процессе банкротства

Банкротство – что это? Крах и позорное разорение или наиболее рациональный выход из сложной коммерческой ситуации? В чем плюсы и минусы этого явления? Каковы границы и особенности его применения и распространения? И кто должен стать инициатором проведения процедуры банкротства?

Для начала определимся с понятием «банкротства». Согласно ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такая неспособность признается признаком банкротства, если соответствующие обязательства не были исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Таким образом, как видно из определения, решение о признании должника банкротом определяется только судом. Это формальная процедура. Соответственно, необходимо исковое заявление о необходимости возбуждения процедуры банкротства. Попробуем разобраться, кто же может обратиться в суд с такой просьбой.

Во-первых, в арбитражный суд с подобным иском может обратиться сам должник. Есть даже определенные случаи, когда должник в обязательном порядке должен заявить о своей несостоятельности.

  1. если погашение долга перед одними кредиторами повлечет за собой невозможность исполнения прочих обязательств;
  2. если в ходе ликвидации была установлена нехватка средств для выплаты долгов;
  3. если взыскание задолженности за счет продажи активов существенно затруднит дальнейшую деятельность или полностью ее остановит.

При этом нельзя забывать о том, что должник может исходить из корыстных целей. Нередко встречается фиктивное или преднамеренное банкротство, наличие или отсутствие признаков которых должно быть в обязательном порядке установлено судом в процессе проверки. При фиктивном банкротстве должник заведомо ложно публично объявляет о своей несостоятельности, а при преднамеренном – должником осуществляются определенные действия (бездействия), заведомо влекущие неспособность его удовлетворить свои обязательства. Если будут установлены признаки такого банкротства, соответствующие должностные лица будут привлечены к уголовной или административной ответственности в зависимости от степени ущерба, причиненного таким деянием.

Вернемся к истцам. Во-вторых, в суд может обратиться кредитор. И это наиболее распространенный вариант развития событий, ведь чаще всего бьют тревогу те, кому долг не возвращается. Кредитор, прежде всего, должен указать сумму долга с учетом неустойки, пени и процентов.

И, в-третьих, с заявлением в суд могут обратиться уполномоченные органы. Уполномоченными органами признаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять требования по денежным обязательствам. Таким органом выступает Федеральная Налоговая служба РФ и представляет в делах о банкротстве интересы РФ.

Чем выгодно банкротство должнику и кредиторам? Для должника банкротство – это неплохой способ выхода из тяжелой ситуации. Должник находится под судебной защитой от кредиторов и в процессе ликвидации может далеко не в полном объеме (по минимуму) в соответствии с очередностью и правилами погашения требований кредиторов оплатить долги. Помимо этого, должник имеет возможность реструктуризации долгов и защиты имущества от ареста.

Для кредиторов банкротство – это возможность вернуть хоть что-нибудь. Кредитор привлекает к ответственности руководителя должника, устанавливает над ним определенный контроль, можно сказать, восстанавливает справедливость. При этом возвращает вложенные инвестиции или долги, незаконно выведенные активы должника, а некоторые даже ухитряются заработать, путем приобретения имущества должника по цене ниже рыночной и его дальнейшей продажей.

Получается, что банкротство – это не так уж и плохо, и такое развитие событий порой выгодно всем сторонам судебного разбирательства.

Далее, согласно последним изменениям закона о банкротстве, вступившим в силу 29 января 2015 г., дело о банкротстве должника по общему правилу может быть возбуждено арбитражным судом при наличии суммы задолженности в 300 тыс. руб. Подобное повышение порогового значения суммы требований, по словам Председателя Комитета по вопросам собственности, преследует своей целью – сократить количество подаваемых заявлений о банкротстве, число которых по данным Центра Макроэкономического анализа к концу первого квартала 2015 года достигло уровня, характерного для кризиса 2009 года. К тому же, это позволит избежать начала дорогостоящих процедур для корпораций с мелкими долгами.

Однако, на мой взгляд, подобные нововведения могут привести и к ряду негативных последствий. В частности, повышение пределов требований лишь отсрочит неминуемый исход для должника, но вряд ли позволит его избежать, а также можно говорить о том, что увеличение суммы долга неизбежно повлечет меньшую вероятность удовлетворения требований кредиторов, а в некоторых случаях, возложит обязанность дорогостоящей оплаты процедуры банкротства на кредитора, ставшего инициатором ликвидации. К тому же в борьбе с фиктивным и преднамеренным банкротством, с которым в последнее время законодательство яро сражается, подобное увеличение порога обязательств может дать противоположный эффект. А именно, ожидание кредитора роста суммы долга от 100 до 300 тыс. руб. предоставит большую возможность недобросовестному должнику избавиться от собственности, которая числилась у него на балансе.

Арбитражный суд рассматривает обоснованность поданного заявления, проверяет наличие признаков банкротства и возбуждает дело.

Законодательство выделяет пять процедур банкротства. Четыре из них, чаще всего, следуют одна за другой: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Пятая процедура – мировое соглашение – может возникнуть на любой стадии дела о банкротстве.

Рассмотрим подробнее процедуры банкротства. Первые три из них преследуют одну цель – восстановить платежеспособность юридического лица. И даже четвертая – конкурсное производство, несмотря на то, что является фактически процессом ликвидации предприятия, может при обнаружении положительных тенденций, вернуться к внешнему управлению и попытаться восстановить платежеспособность. Мировое соглашение – это процедура, при которой стороны (должник и его кредиторы) договариваются, улаживают проблемы мирным путем, и дело о банкротстве прекращается.

Для каждой процедуры банкротства судом назначается специальный управляющий: временный, административный, внешний или конкурсный, количество прав и круг полномочий которого с каждой процедурой становится больше и шире при все большем ограничении прав и возможностей руководителей или соответствующих должностных лиц предприятия-должника.

Т.к. нас в большей степени интересует непосредственно процесс ликвидации корпорации, подробнее остановимся на процедуре конкурсного производства. Кстати говоря, если целью банкротства является исключительно ликвидация юридического лица, так называемые предбанкротные процедуры вовсе не проводятся.

Цель этой процедуры – ликвидация предприятия и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества должника. Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию имущества, его оценку, организует проведение торгов, распродает имущество должника и удовлетворяет требования кредиторов в порядке установленной очередности. Все имущество составляет, так называемую, конкурсную массу. При этом действуют определенные правила. Требования кредиторов одной очереди при недостаточности средств для их полного погашения удовлетворяются пропорционально имеющимся требованиям. Все остальные долги, средств, для удовлетворения которых, просто-напросто не хватило, считаются погашенными. В заключении составляется ликвидационный баланс предприятия, конкурсный управляющий составляет отчет о погашении требований кредиторов. Суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц. В общих чертах примерно так происходит ликвидация корпораций в процессе банкротства.

Все большее распространение получают именно добровольные ликвидации предприятий путем банкротства, когда инициатором выступают сами владельцы бизнеса. Грамотные руководители, взвесив все за и против, сами подают на банкротство, желая уладить ситуацию с наименьшими потерями. Не имея возможности полностью рассчитаться с кредиторами, конкурсный управляющий от лица предприятия удовлетворяет требования, исходя из имеющихся возможностей. Соответственно, все оставшиеся долги автоматически списываются, предприятие ликвидируется, и ни у кого уже не будет возможности предъявить претензии ликвидированной фирме и ее владельцам. Владельцы здесь являются ключевой фигурой. Дело в том, что в последнее время остро встает проблема ответственности лиц, определяющих действия юридического лица, но фактически не являющихся руководителями предприятия или членами коллегиальных органов. Если раньше руководители бизнеса отвечали по долгам предприятия лишь своей долей в его собственности или уставным капиталом, то теперь все чаще их привлекают к субсидиарной ответственности, в том числе и лиц, на первый взгляд никак не причастных к предприятию, но по факту осуществляющих основное управление. В 2014 году даже вышел соответствующий закон. Поэтому широко практикуется ускоренная процедура банкротства для ликвидации предприятий с целью сокрытия неких незаконных действий и выхода предприятия из битвы с кредиторами с наименьшими потерями. Это достаточно серьезная проблема, пока что благополучно процветающая в нашей стране.

Банкротство, с одной стороны, - несомненно положительное явление. В глобальных масштабах – это тот же «естественный отбор», позволяющий выживать наиболее сильным и конкурентоспособным предприятиям и организациям; возможность выхода с небольшими потерями и лояльными условиями из бизнес-сообщества. С другой стороны, банкротство – это крах и падение для предприятия. Я бы назвала это «тяжелой психологической предпринимательской травмой». Плюс ко всему этому – определенная ниша для лазеек в законодательстве, фиктивных манипуляций и увиливаний от ответственности. Это довольно широкое явление, внушающее интерес различного рода умам.