УДК 658
Н.В.Андрианова
к.э.н., доцент кафедры «Логистики и маркетинга»
Казанский Федеральный Университет (филиал)
А.С.Попченко
студент 2 курса экономического факультета
Казанский Федеральный Университет (филиал)
Г. Набережные Челны, Российская Федерация
В настоящее время правильно составленный бизнес-план – это залог удачного развития любой организации. Что такое бизнес-план и с чем его «едят»? Этим вопросом зачастую задаётся большое количество людей, решившие открыть или уже открывшие своё дело.
Как написано в Википедии, бизнес-план - это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. [1]
Рассмотрим несколько этапов составления бизнес-плана:
- Составить описание проекта (резюме). Первый этап составления плана «Резюме» является первым аспектом презентации всего бизнес-плана, поэтому в рассматриваемом разделе следует описать стратегию и видение проекта, обрисовать рынок и капитал, будущий вид деятельности в максимально доступной форме и с наиболее оптимистической позиции, и, конечно же, преимущества перед конкурентами. Иными словами, это мини бизнес-план, который позволяет ознакомиться с ним и разъяснить любому человеку, что представляет из себя данный бизнес. В большинстве случаев, это единственный раздел, который инвестор читает самостоятельно, тут же принимая решение: принять в разработку или отказать. Прочие разделы, где будут отображены экономические расчеты, финансовые выкладки, маркетинговые исследования и прочее, инвестор перепоручит изучить своим специалистам. Но именно этот раздел будет основополагающим в вопросе «быть или не быть». Именно поэтому этот раздел должен быть максимально коротким, но емким. В нем должны быть отображены и экономика, и маркетинг, и финансирование, но кратко и доступно для общего понимания. Здесь же следует указать предполагаемые сроки окупаемости инвестиционного проекта, размер инвестиций, кто готов инвестировать данный проект, помимо основного инвестора, и в каких объемах, а также условия бизнес-плана. Одним словом, раздел «Резюме» — это краткий вывод всего бизнес-плана в целом.
- Указать название проекта. В данном разделе указывают название предприятия, лицензии, форму собственности, юридическую структуру, дать краткое описание товаров или услуг. Необходимо также указать адрес организации, занимаемую площадь и арендодателей. Следует указать новый ли это бизнес или расширение или покупка готового бизнеса. Описать цели и задачи предприятия или запланированные изменения. [2]
- Проанализировать рынок. На этом этапе следует обрисовать рынок, сегменты, где будут реализовываться ваши товары или услуги, и, конечно же, потребителей для каждого из сегментов. Также указать сферу рынка, переведя это в прибыль за три года, и проанализировать рост или снижение доходов с ростом рынка. Какую стоимость желаете получить за услуги и продукты, чтобы достичь прибыли и стать конкурентоспособным. Нужно объяснить, почему покупатели согласятся платить указанную цену.
- Рассказать о товарах и услугах. Требуется рассказать о своих предложениях относительно услуг и товаров, о том, на каких потребителей они рассчитаны, какую пользу будет иметь покупатель. Также обосновать, чем ваша продукция или то, что вы предлагаете, лучше продукции ваших конкурентов. Следует рассказать, как производится поиск товаров, сырья.
- Обрисовать бизнес-стратегию и ее реализацию. На данном этапе следует показать, как намереваетесь занять на существующем рынке свою нишу, использовать рекламу или бывать на торговых выставках. Быть ли владельцем своего сайта, и как его продвигать.
- Проанализировать конкурентов. Следует назвать около пяти основных конкурентов, пояснить, почему товары или услуги лучше, чем у других. Проверить стабильный ли у них рынок? Развивается или падает? По какой причине? Нужно выделить их сильные и слабые моменты. Как стоит действовать? Как производить мониторинг деятельности конкурентов в дальнейшем? [3]
- Составить характеристику производства. В этом разделе стоит указать как будет осуществляться производство и доставка товаров или услуг, в чем заключается финансовая политика, и как получать долги от своих должников. Также следует указать, сколько сотрудников необходимо, какими профессиональными навыками они должны владеть, будет ли у них обучение. Необходимо уточнить, какое оборудование и соответствующие технологии нужны. Вспомнить, учли ли юридические и лицензионные моменты, связанные с будущим бизнесом.
- Описать организацию рабочего процесса. Изучить кто будет заниматься управлением компании. Вложить резюме основных менеджеров. Добавить описание должностных инструкций всех ключевых специалистов и список значимых консультантов. Просчитать предполагаемые затраты на финансирование. [4]
- Проделать финансовый расчет. Обязательно рассчитать расходы, связанные с созданием и арендой компании. Если это готовый бизнес, рассказать финансовую историю или предполагаемые финансовые показатели в течение трех лет после начала бизнеса. Указать ежемесячный доход и потери за первый год и ежеквартальные расчеты на два года вперед. Также посчитать движение наличных средств и текущую бухгалтерскую отчетность.
- Иметь на руках сопроводительные документы. В бизнес-плане обязательно должны быть резюме, должностные инструкции, рекомендательные письма, учетные документы, кредитные истории, письменные обязательства, договора аренды, другие документы, рыночная статистика и прочее.
В общем, написать бизнес-план — это составить инструкцию по развитию бизнеса. Главное — не форма бизнес-плана, его разделы и подразделы, а обозначить основные моменты и ожидания от бизнеса — это тоже немаловажный фактор. Начало дела ведь процесс непростой. Конечно, нет гарантий, что наличие грамотного бизнес-плана обеспечит непременный рост бизнеса. Существует множество бизнесменов, которые вообще не задумывались над тем, как составить бизнес-план. Просто делали. Но стоит учесть, что с бизнес-планом проще, легче и нагляднее. Есть четкое понимание того, что надо делать и куда стремиться. [5]
Список использованной литературы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%E7%ED%E5%F1-%EF%EB%E0%ED%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%E5
- http://dnevnyk-uspeha.com/rabota-i-karera/kak-sostavit-biznes-plan-10-poleznyih-sovetov.html
- http://www.homebusiness.ru/predpr/kak-sostavit-biznes-plan.htm
- http://predprinimatel-pro.ru/kak-otkryit-svoy-biznes-s-nulya/kak-sostavit-biznes-plan/
- http://keisideas.ru/kollekcija-biznes-planov/kak-pravilno-sostavit-biznes-planposha govaya-instrukciya.html
© Н.В. Андрианова, А.С. Попченко, 2015