Евразийский
научный
журнал

Нетрадиционные техники рисования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Соболева Марина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 6931
Показать PDF версию Нетрадиционные техники рисования

Соболева Марина Владимировна

Воспитатель МБДОУ "Д/С Ёлочка" Россия, Республика Хакасия, г. АбаканE-mail: marina7577@bk.ru

Россия, Республика Хакасия, г. Абакан


«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для дошкольников: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания, усидчивости и мышления;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость; веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.