Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Соломахина А.В.
Сибирский институт управления филиал РАНХиГС
г. Новосибирск
Научный руководитель: Леоненко Н.Т.,
канд.юрид.наук, доцент
В любом государстве, которое является социально ориентированным, очень важное значение имеет государственная служба. Следовательно, государственные служащие властных структур обязательно должны осознавать свое назначение, понимать свою причастность к решению государственных задач, честно трудиться, исполняя свой долг перед народом и государством.
В настоящее время вопрос нравственной культуры государственных служащих в процессе осуществления ими своих должностных обязанностей является актуальной проблемой, потому что именно государственные служащие как посредники между государственной властью и народом находятся в постоянном взаимодействии и со своими коллегами, и с гражданами для оказания различных видов государственных услуг.
Государственной службой является трудовой деятельностью граждан, реализующих от имени государства и в его интересах государственную политику во всех сферах управления согласно государственным программам и законам.
С.Л. Филичкин определяет этику государственного служащего как комплекс «своеобразных законов, регламентирующих наружные проявления отношений среди людей в ходе их непосредственной работы в целом разнообразии конфигураций должностного общения» [5, с. 23].
С таким утверждением можно согласиться, так как служба — это такое место, где отношения основываются на субординации, любой тип общения (подчиненного и руководителя, сотрудников, госслужащих и обычных граждан) имеет такую особенность, как наличие произведенного опытом законов этики, который нацелен на репутацию и значимость государственной службы.
Главным образом, на профессиональную этику государственного служащего влияют его личностные характеристики и в целом состояние социума. Следует отметить, что становление и развитие служебной компетенции современных государственных служащих осуществлялось в условиях кризиса конца XX века, что стало следствием определенных деформаций этических принципов граждан, в том числе и государственных служащих.
Ю.С. Высыпкова говорит, что в случае, когда граждане не удовлетворены службой в государственных органах, то уровень самооценки своей деятельности понижается, моральные нормы размываются, а этические принципы деградируют [2, с. 141].
Этика государственной службы представляет собой вид профессиональной этики, правовое регулирование которой осуществляется при помощи специальных нормативных актов.
В основном, направление деятельности государственного служащего подразумевает поддержание государственного конституционного строя, формирование и реализацию государственной политики, а также государственная служба должна объединять интересы граждан и государства [1, с. 29].
Поведение государственного служащего является некой визитной карточкой и играет особую роль в его деятельности, так как все действия государственного служащего оказывают воздействие на отношение с коллегами и, главным образом, с гражданами, от того, как ведет себя государственный служащий, насколько точно он следует нормам профессиональной этики, зависит то, как воспринимают облик государства его граждане. Под термином «поведение», согласно словарю Ожегова, понимается образ жизни и действий [4, с. 340]. Иначе говоря, поведение заключается в характере поступков относительно чего-либо, кого-либо согласно правилам этикета. Отсюда следует, что своим поведением при осуществлении государственной службы служащие должны способствовать эффективному сотрудничеству друг с другом и установлению в коллективе деловых взаимоотношений.
В профессионально-служебной деятельности государственных служащих в соответствии с кодексом этики и федеральным законодательством предусматривается требования к поведению государственных служащих при исполнении должностных обязанностей и в повседневной жизни. При этом необходимо, отметить тот факт, что законодательством очень подробно описаны требования к поведению государственных служащих при непосредственном исполнении должностных обязанностей от имени органа государственной власти как его представитель [6, с. 66]. Особенно важным является взаимодействие государственного служащего с гражданами при реализации полномочий органа государственной власти, при этом государственный служащий действует в рамках установленных запретов и ограничений.
Так же необходимо отметить, что психологическое взаимодействие в коллективе и с гражданами является неотъемлемым требование, к служебному поведению государственного служащего исходя из норм морали и культуре взаимоотношений между людьми [3, с. 29]. Служебная этика обязательна как для руководителей, так и для подчиненных с учетом особенностей национальных обычаев и традиций населения проживающего на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государственный служащий должен обеспечить, профессионализм, компетентность, тактичность в общении, как с сослуживцами, так и с гражданами, корректность и деликатность в общении.
К сожалению, данные качества навсегда присутствуют у государственных служащих. В целях обеспечения активного участия населения в осуществлении контроля за деятельностью государственных служащих необходимо надлежащее правовое регулирование, допускающее возможность фиксации фактов нарушений со стороны государственных служащих. Такое активное участие граждан в обеспечении контроля за соблюдением этических норм государственными служащими обеспечит механизм общественного контроля, и будем помогать государству в формировании правопорядка и повышению уровня правовой культуры и воспитания граждан. Для реализации данной задачи требуется дополнительное нормативно-правовое регулирование, содержащее систему мер и процедур поведения граждан в случае нарушения их прав со стороны государственных служащих.
Библиографический список
1. Архипова Н.И. Этика государственных служащих /Н.И. Архипова // Вестник РГГУ. — 2021. — № 4. — С.
2. Высыпкова Ю.С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе / Ю.С. Высыпкова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (14 мая 2020 года). — Казань: Бук, 2020. — С.
3. Курбатова С.М. Уголовно-процессуальная дееспособность: юридические и фактические аспекты проявления когнитивных особенностей личности / С.М. Курбатова // Право и законность: вопросы теории и практики. Сб. мат-в IX Всероссийской научно-практич. конф. — Абакан: Изд-во ХГУ, 2019. — С.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — 24 изд-е., испр. / С.И. Ожегов. — Москва: ООО «Издательство Оникс», 2007. — 1244 с.
5. Филичкин С.Л. Этика в государственной службе /С.Л. Филичкин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2018. — № 9. — С.
6. Щебляков Е.С. К вопросу развития правосознания студентов-юристов в вузе / Е.С. Щебляков // Применение специальных познаний в правоприменительной и экспертной деятельности. Мат-лы межвуз. научно-практич. конф. — Красноярск, 2020. — С.