Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Соковых Елена Ивановна
Выпускница Президентской Программы 2009 года
Sokovykh Elena Ivanovna
Graduate of Presidential program 2009
Аннотация. В статье рассматривается необходимость преподавания географии в образовательном учреждении в разрезе современных тенденций к глобализации во всех отраслях научного и профессионального знания. Проведен анализ проблем современной географической дисциплины, сформулирована важнейшая цель преподавания географии в рассматриваемом контексте.
Ключевые слова: необходимость преподавания, география, дисциплина, глобализация, образовательное учреждение
Keywords: the need for teaching geography, discipline, globalization, educational institution
Наблюдаемые в настоящее время процессы глобализации, характеризующиеся стиранием границ национальных, географических, экономических, языковых и прочих, выявили новые потребности в образовательном процессе. В частности, признание наличия интересов различных по своему содержанию приводит к необходимости признания разумного компромисса между природными явлениями, населением и производством, интересы которых находятся не только во взаимодействии, но и в противоречии. Все эти интересы и особенности в состоянии учесть такая наука, как география, а создать необходимую платформу для формирования фундаментально нового общества позволит изменение образовательного процесса географии в направлении его экологизации и ориентации на развитие познавательной активности учащихся. В частности, именно это позволяет говорить о необходимости преподавания географии в образовательном учреждении.
Указанные системы, взаимодействующие в условиях глобализации, имеют множество различий, как в своих целях, так и в структуре, являются сложноорганизованными. Кроме того, современное их состояние характеризуется необъективностью, поскольку продиктовано исключительно знаниями и представлениями людей, большинство которых не просто не имеют представления об эколого-образовательном аспекте, но еще и намеренно нарушающих хрупкий баланс [2, с. 806]. В связи с этим раскрывается острая потребность в преподавании географии в концепции ноосферного экологического образования в современной школе.
Учитывая, что в условиях глобализации появляется значительное число разногласий между научными концепциями и теориями, стоит отметить, что преподавание географии в образовательном учреждении должно являться основой для решения основных проблемных ситуаций [1, с. 136], приостанавливающих развитие современной общественной географии в России, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Проблемные ситуации современной географии в России
Причинами, по которым необходимость преподавания географии в образовательном учреждении возрастает ежегодно, являются [3, с. 298]:
быстро меняющиеся темпы развития общества, необходимость готовить школьников и студентов к жизни в таких условиях;
расширение масштабов межэтнического, межкультурного взаимодействия;
переход к постиндустриальному обществу, характеризующемуся информационной обеспеченностью;
расширение и углубление экологических проблем, угрожающих не только флоре и фауне, но и самому человеку, как главной силе воздействия на окружающую среду;
рост значения человеческого капитала, как ресурса, требующего достаточно интенсивных вложений в его перспективную составляющую, то есть в молодежь.
В соответствии с этим, целью преподавания географии в образовательном учреждении современного типа должно быть создание социально мобильного и ответственного члена общества, способного не только эффективно осуществлять профессиональную деятельность, но и выдвигать возможные решения глобальных мировых проблем или способствовать нормализации экологического состояния планеты через выбранные парадигмы существования и установленные принципы деятельности.
Кроме того, ноосферный подход в образовательном процессе, характеризующий современные педагогические тенденции, позволяет говорить о новом взгляде на место географии в системе образования. В рамках данных тенденций необходимо особое внимание уделять вопросам интеграции географических факторов и процессов социобиосферного развития. Поскольку география является мировоззренческой дисциплиной, то именно от неё в настоящее время зависит, каким образом будут грядущие поколения осознавать собственное место в мире.
Список использованных источников:
Дружинин А.Г. Развитие российской общественной географии: тренды, проблемные ситуации, приоритеты // Балт. рег.. 2015. №2 С.127-140.
Иванищева Н.А. Конструирование содержания методического компонента профессионального образования учителя географии нового поколения // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-4 С.805-809.
Тябаев А. Е., Седельникова С. Ф. О совершенствовании педагогического инструментария в преподавании учебных дисциплин иностранным слушателям подготовительных отделений вузов (на примере предмета «География») // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6 С.298.