Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шерстнёва Алёна Владиславовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2022»  (март, 2022)
Количество просмотров статьи: 1825
Показать PDF версию НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Шерстнёва Алёна Владиславовна
Бакалавр РАНХиГС, Россия, г. Москва
E-mail: allvlls@mail.ru

Предпринимательская деятельность (классическая или инновационная), как форма экономической активности и как категория рыночной экономики, уже давно является движущей силой преобразования и переустройства общества. Первое теоретическое обоснование категории «предпринимательство», точнее попытку систематизации политической экономии начала XVIII века, связывают с Ричардом Кантильоном, положившему начало перехода донаучного этапа развития экономической теории к научному [1-3].

Развитие предпринимательской деятельности предполагает изучение предпринимательского потенциала населения, изучение взаимоотношения между предпринимательством и экономическим ростом. В настоящее время наиболее влиятельным исследовательским проектом в этом направлении является Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). С момента учреждения в 1999 году для творческого партнерства между London Business School (Великобритания) и Babson College (США) проект вырос до интернационального сотрудничества университетов, бизнес-школ и исследовательских центров по всему миру для сбора и обмена информацией о предпринимательстве и предпринимательской активности, стал крупнейшим межнациональным совместным социальным проектом научных исследований в этой области [4]. Указанное обстоятельство даёт возможность командам консорциума GEM реализовать межкультурный подход к пониманию предпринимательства в разных странах и провести сравнительные исследования, позволяет измерять деловую активность в глобальном контексте и получить глубокое представление о предпринимательской среде.

Российский сегмент проекта GEM поддерживается исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Ежегодные отчёты исследовательской группы c подробными характеристиками национальных особенностей предпринимательского поведения и восприятия предпринимательства в обществе, влиянием национального контекста на предпринимательство, представляют собой высокопрофессиональную оценку уровня предпринимательской активности Российской Федерации [5].

В настоящее время (и это отмечается многими экспертами) одним из неотъемлемых элементов экономики России является малый бизнес. Доступен широкому кругу людей, в том числе и молодым в возрасте до 30 лет. Не требует больших финансовых, материальных и трудовых ресурсов. И хотя его доля в экономике государства, в целом, невелика, но именно с малым и средним предпринимательством, чутко и динамично реагирующим на изменение хозяйственной конъюнктуры, связывают насыщение рынка необходимыми товарами и услугами для повышения уровня жизни населения. Поэтому в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», практически, все его четыре федеральных компонента ориентированы на молодёжное предпринимательство [6]. Безусловно, с 2020 г. экономическое развитие России стало определяться эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. В наибольшей степени в этих условиях пострадал малый и средний бизнес [7]: «По итогам декабря 2020 г. зафиксировано снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 17,6 тыс. единиц (с 5702 тыс. единиц до 5684 тыс. единиц), при этом количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 26,9 тыс. единиц, количество юридических лиц увеличилось на 9,4 тыс. единиц. По сравнению с январем 2020 г. число субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2021 г. снизилось на 232,3 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 75,7 тыс. единиц, юридических лиц — на 156,8 тыс. единиц)». И здесь, «государственная программа Российской Федерации „Экономическое развитие и инновационная экономика“ сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике» [7]. С изменениями и дополнениями Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 25.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Экономическое развитие и инновационная экономика“» вступило в силу и с 01.01.2022 г.

Безусловно, участие молодёжи в бизнесе для российской экономики — не новое явление. Модернизация всех сфер жизни общества требует новых лидеров и новых идей. Именно молодёжи свойственна и инновационная активность, и мобильность в освоении новых рынков с эффективными бизнес-моделями, и способность динамично обновлять свои знания и навыки, и многое другое. В том числе и здоровье, позволяющее выдерживать характерные для предпринимательской деятельности повышенные трудовые и нервные нагрузки. Поэтому молодежная среда рассматривается как стратегически значимый трудовой ресурс общества, как новая формация предпринимателей, способных выдвигать и реализовывать конкурентоспособные идеи в условиях новых реалий современной глобальной «экономики знаний». Именно поэтому молодежное предпринимательство является важным фактором, способствующим модернизации российской экономики, и выделяется в самостоятельное направление внутренней политики государства. Но как ещё было отмечено в статье Газетова А.Н. [8]: «Развитие молодежного (начинающего) предпринимательства трудно поддается объективной оценке, несмотря на очевидную важность и значимую роль для инновационного развития нашей страны участия молодежи в предпринимательской деятельности».

Содействие предпринимательской деятельности молодежи, точнее, молодежной политике, с 4 июля 2020 г. введено в Конституцию Российской Федерации (ст. 72, ч. 1, пункт е) [9]. Отмечено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, наряду с общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, находятся и вопросы молодежной политики.

Особо стоит отметить вступивший в силу с 10 января 2021 г. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» (№ 489-ФЗ), который определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации молодёжной политики, а также регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность при формировании и реализации молодёжной политики в Российской Федерации [10].

В послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. указано на необходимость в каждом национальном проекте предусмотреть специальный раздел, направленный на поддержку молодых людей, молодежи [11].

В июне 2021 в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялись отдельные пленарные заседания, посвященные стратегическому планированию развития молодёжного вектора в предпринимательстве, дискуссии по вопросам поддержки молодежи, в том числе в части ее вовлечения в бизнес [12]. На молодежном форуме именно молодые предприниматели, студенты и лидеры общественных организаций устанавливали полезные контакты с потенциальными партнерами и единомышленниками, обсуждали ключевые экономические и политические вопросы с крупнейшими международными экспертами. Создание и развитие сети полезных знакомств — это инвестиция в будущее. И, конечно же, обсуждались практики развития молодежного предпринимательства и наставничества.

Итогом обсуждений стал запуск Всероссийской программы развития молодежного предпринимательства при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке в сентябре 2021 года [13]. Программа предусматривает комплексную траекторию развития, начиная с изучения основ предпринимательской деятельности и заканчивая государственной поддержкой масштабирования молодёжного бизнеса. Основные блоки программы: обучение и акселерация проектов, система наставничества, создание клуба молодых предпринимателей, проведение конкурсов и тематических мероприятий для молодых предпринимателей, финансовая поддержка проектов.

Как и на ПМЭФ, на ВЭФ также отдельным треком был выделен «Молодежный ВЭФ». В центре внимания был очень широкий круг вопросов: ценности молодых предпринимателей, система образования, влияние социальных сетей, будущее финансового рынка, авторское право, привлечение инвестиций, профориентация, Большое Евразийское партнерство, молодежное сотрудничество с другими странами, молодёжный туризм и многое другое.

Выше был отмечен исследовательский проект Global Entrepreneurship Monitor, который представляет собой ежегодную оценку национального уровня предпринимательской активности во многих разных странах. Из спектра рассматриваемых в итоговом отчёте GEM 2021/2022 GLOBAL REPORT вопросов остановимся на молодёжном предпринимательстве в Российской Федерации [5]. Отмечается, что активность молодых предпринимателей в возрасте от 18 до 24 лет в 2020 году была достаточно высокая — 15,1 %. Вовлеченность молодежи в бизнес, по сравнению с 2019 годом, выросла на 0,6 %). Подчеркивается, что «молодые люди продолжают рассматривать предпринимательство как один из вариантов карьерного выбора», готовы «брать на себя риски при выборе самостоятельного карьерного пути вместо стабильной работы по найму», «стали менее склонны к закрытию недавно начатых бизнесов».

Поддержка молодежного предпринимательства осуществляется не только на федеральном уровне. Организационные структуры регионального и местного уровней очень активно участвуют в разработке различных программ, направленных на развитие молодежного предпринимательства в России. Системность и гармонизация этой деятельности обусловлена общим целями и задачами, единой базой законодательно-нормативных и организационно-правовых отношений молодежной политики Российской Федерации.

Вместе с тем, специалистами отмечается и ряд проблем не только в понимании молодежного предпринимательства как фактора преобразования социума, но и в разработке научно-обоснованной концепции и программ развития этого социально-экономического феномена. В частности, в статье Ключевской Н. [14], отмечено:

· недостаточная урегулированность на федеральном уровне вопросов поддержки молодежного предпринимательства;

· отсутствие программных инструментов для развития молодежного предпринимательства;

· недостаточность «мест притяжения» молодежи;

· несформированность культуры молодежного предпринимательства;

· различие возможностей в продвижении молодежных идей в федеральных центрах по сравнению с другими регионами, обусловливающих внутреннюю миграцию молодежи;

· недостаточные информированность молодежи о бизнес-возможностях и их мотивированность;

· отсутствие наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес.

В работе [15] экспертами обозначены следующие проблемы современного этапа молодежного предпринимательства:

· отсутствие «единого окна» для информирования молодых предпринимателей об их возможностях;

· отсутствие помощи со стороны государства в более раннем профилировании (в том числе за счет привлечения представителей бизнеса к преподаванию) знаний и навыков молодых людей (в старших классах школы и на начальных курсах университета) в нормативно-правовом регулировании различных режимов предпринимательства.

Экспертами указываются и новые регуляторные механизмы, и организационные инструменты, необходимые для беспроблемного входа молодых предпринимателей в бизнес [14]:

· создание каналов информирования и «центров притяжения» активной молодежи (не только вузовских, но и школьных) для формирования культуры молодежного предпринимательства;

· оказание поддержки молодежи при вхождении в бизнес через гранты, инвестиции, наставничество со стороны опытных предпринимателей;

· обеспечение равных условий для реализации молодых людей в бизнесе в различных регионах страны (государственная политика в отношении молодежного предпринимательства должна быть предсказуемой, понятной и одинаковой для всех).

· упрощение форм работы для компаний, в которых заняты до пяти человек (по аналогии с самозанятыми);

· снижение барьеров на вход в бизнес — за счет микрофинансирования, субсидирования и введения новых форм гарантийной поддержки;

· освобождение от налогов и проверок в первый год после создания бизнеса;

· обеспечение микропредприятиям возможности вести бизнес с телефона при автоматическом формировании отчетности;

· простой, понятный, удобный и комфортный клиентский путь.

В заключение стоит отметить инициативу «Деловой России» о законодательном закреплении понятия «молодежное предпринимательство» [16, 17]. Отмечено, что в законодательстве отсутствует понятие «молодежное предпринимательство», и это не позволяет сформировать инфраструктуру поддержки молодежного предпринимательства на системной основе. «Решение законодательно закрепить круг лиц, которым мы можем предоставить особую поддержку, подразумевает, что в России будет появляться все больше и больше новых предпринимателей, возможностей для бизнеса, особенно в молодежной среде», — сказал руководитель центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно.

Таким образом, молодежному предпринимательству в России уделяется значительное внимание и системная реализация федеральных, региональных и местных мер его поддержки является залогом роста российской экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Список используемых источников

1. Предпринимательство в теориях Р. Кантильона, Маркса, Веблена и Шумпетера // Справочник24. [2012 — 2022]. URL: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/predprinimatelstvo_v_­teoriyah_r_kantilona_marksa_veblena_i_shumpetera/ (дата обращения: 27.02.2022).

2. Кантильон Ричард // Экономическая школа. URL: https://seinst.ru/page543/ (дата обращения: 27.02.2022).

3. Солодова Е.П. Эволюция предпринимательства как категории рыночной экономики // CYBERLENINKA. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predprinimatelstva-kak-kategorii-rynochnoy-ekonomiki (дата обращения: 27.02.2022).

4. The world’s foremost study of entrepreneurship since 1999 // Global Entrepreneurship Monitor. URL: https://www.gemconsortium.org/ (дата обращения: 27.02.2022).

5. Верховская О.Р., Богатырева К.А., Дорохина М.В., Ласковая А.К., Шмелева Э.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021 // URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_11_23_sovkomflot/otchet_2021-red-2_send.pdf (дата обращения: 27.02.2022).

6. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // мойбизнес. URL: https://мойбизнес.рф/project (дата обращения: 27.02.2022).

7. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации // http://pravo.gov.ru. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102349926&backlink=1&&nd=602709745

8. Газетов А.Н. Стимулирование развития молодежного (начинающего) предпринимательства в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Журнал российского права, 2018, № 12, С. 49-61. URL: https://jrpnorma.ru/articles/article-2503.pdf?1646468466 (дата обращения: 27.02.2022).

9. Новый текст Конституции РФ с поправками 2020 // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. [2022]. URL: http://duma.gov.ru/news/48953/ (дата обращения: 27.02.2022).

10. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 27.02.2022).

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию» // КонсультантПлюс. [1997-2022]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/ (дата обращения: 27.02.2022).

12. Петербургский международный экономический форум // Фонд Росконгресс. [2007-2021]. URL: https://forumspb.com/?lang=ru (дата обращения: 27.02.2022).

11. Восточный экономический форум // Фонд Росконгресс. [2016-2021]. URL: https://forumvostok.ru/ (дата обращения: 27.02.2022).

14. Ключевская Н. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения // ГАРАНТ-СЕРВИС. [2022]. URL: https://www.garant.ru/news/1468805/ (дата обращения: 27.02.2022).

15. Массовое вовлечение молодежи в предпринимательство: современные реалии и перспективы развития // Фонд Росконгресс. [2016-2022]. URL: https://forumvostok.ru/news/massovoe-vovlechenie-molodezhi-v-predprinimatelstvo-sovremennye-realii-i-perspektivy-razvitija-/ (дата обращения: 27.02.2022).

16. Ярославцева О. В России могут законодательно закрепить понятие «молодежное предпринимательство» // Агентство стратегических инициатив [2012-2022]. URL: https://asi.ru/news/186667/ (дата обращения: 04.03.2022).

17. «Деловая Россия» предложила закрепить в законах понятие «молодежное предпринимательство» // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/13222847/ (дата обращения: 27.02.2022).