Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гапоненко Е.Р.
Ростовский институт (филиал)
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России)
E-mail: apolski@mail.ru
В статье рассматриваются некоторые проблемы реализации избирательных прав лицами, содержащимися под стражей.
Ключевые слова: избирательное право, выборы, лица, содержащиеся под стражей.
В настоящее время существует определённая процедура голосования в следственных изоляторах (далее — СИЗО). Голосование в СИЗО происходит по открепительным удостоверениям, выдаваемым по месту регистрации в избирательной комиссии для данной категории граждан. Процедура получения открепительного удостоверения заключенного в избирательной комиссии по месту регистрации сегодня довольно сложна в плане ее практической реализации. Каким же образом повысить эффективность норм, регламентирующих реализацию избирательных прав лиц, содержащихся под стражей? Рассмотрим данные аспекты с помощью применяемых в юридической науке методов [1,2,3,4,5,6,7,9,10,11,12,13,14,15].
Важнейшее избирательное право лица, содержащегося под стражей — право голосовать на выборах. Для участия в голосовании лицу, содержащемуся под стражей, следует указать свои паспортные данные, а также доверенного лица, согласившегося получить открепительное удостоверение. Далее необходимо подготовить два документа. Это заявление в избирательную комиссию и доверенность на имя того, кто будет получать открепительное удостоверение. В заявлении указывается просьба выдать открепительное удостоверение конкретному лицу по доверенности, так как гражданин, содержащийся под стражей, не имеет возможности получить его лично в руки. В доверенности указываются паспортные данные получающего лица. Доверенность должна быть заверена руководством СИЗО, а процедура приёма и передачи заключённому согласованна.
Представляется, что данный регламент процедуры может быть применён не ко всем гражданам, находящимся в местах лишения свободы, а процесс их участия в голосованиях должен быть упрощён, так как не все заключенные заинтересованы в данном вопросе, не у всех таких граждан есть возможность произвести указанные выше действия с помощью третьих лиц. Более того, можно утверждать, что не у всех заключённых есть доверенные лица, которые могут посодействовать в решении данной проблемы; процесс получения открепительного удостоверения осложняется и тем, что он должен заинтересовать также администрацию исправительных учреждений и порядок проведения выборов должен быть установлен на всех территориях по единому установленному регламентом образцу [8].
Перспектива в решении этих проблем есть и тому имеются некоторые подтверждения в судебной практике, в области решения конкретных вопросов реализации конституционного права на участие в голосовании граждан, содержащихся под стражей. Необходимо создать базу нормативно-правовых актов по урегулированию вопросов, связанных с проведением голосования на территории исправительных учреждений и, в частности, на территории СИЗО, важно наладить сотрудничество со всеми субъектами организации и проведения данных процедур, обеспечить прозрачность и открытость выборов. Стоит отметить и необходимость по созданию свободной и безопасной зоны для проведения всех необходимых мероприятий, связанных с выборами в СИЗО, для всех участников процесса.
Литература