Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Прохоренко Галина Александровна
Магистрант
ФГКОУВО Академия Генеральной прокуратуры
Российской Федерации
E-mail: galinaprokh@gmail.com
В данной статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 №
Ключевые слова и фразы — прокурорский надзор, безнадзорность, преступность несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних, субъекты профилактики
Безнадзорность и беспризорность детей, рост семейного неблагополучия, увеличение количества фактов применения насилия над детьми в семье продолжают оставаться наиболее тревожными явлениями современной жизни.
В целях защиты прав несовершеннолетних государство создает многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Значительная часть этих инструментов, предоставлена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Прокуратуре как надзорному органу принадлежит особая роль в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, в силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №
Необходимость осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона № 120-ФЗ подчеркнута и ведомственными актами. Так, согласно п. 10 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» органам прокуратуры необходимо регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, службой криминальной милиции и милицией общественной безопасности органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждениями социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предметом прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» является соответствие закону действий (бездействия) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими актов.
Следовательно, предметом прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 24.06.1999 N
Исходя из предмета можно выделить следующие задачи надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в сфере профилактики: обеспечение законности в деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями несовершеннолетних.
Цель данного надзора вытекает из ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» — обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, и защита из прав во всех сферах жизни общества и государства.
Надзор за исполнением Закона №
Это обусловлено тем, что система профилактики охватывает деятельность многих органов и учреждений различных сфер жизнедеятельности, которые наделены определенными профилактическими функциями.
Объектами прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со ст.4 Закона от 24.06.1999 №
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; служба участковых уполномоченных и др.);
органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
органы опеки и попечительства;
органы управления здравоохранением;
медицинские организации;
органы управления социальной защитой населения;
органы службы занятости;
органы по делам молодежи;
учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии, уголовно-исполнительные инспекции);
Значимость надзора за исполнением указанного Закона для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется также и тем, что сферой его влияния охватываются фактически все направления предупреждения преступности несовершеннолетних: предупреждение семейного неблагополучия, пьянства, потребления наркотических средств и психотропных веществ, иных антиобщественных действий, психолого-медико-педагогическая реабилитация несовершеннолетних с отклонениями в поведении, социальная реабилитация; профилактика правонарушений по месту жительства, учебы, работы несовершеннолетних, в сфере досуга.
В своей деятельности прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых структур.
Осуществляя надзор за исполнением Федерального закона от 17.01.1992 N
При определении основных направлений прокурорского надзора за исполнением Закона №
В качестве критерия определения основных направлений заложены положения общепризнанных норм международного права и российского законодательства о приоритете интересов и благополучии детей во всех сферах жизни общества и государства, а также о роли и месте конкретных органов и учреждений (организаций) в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В концептуальном плане в приказе Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 (п. 3, 3.5,
Основные (приоритетные) направления надзора за исполнением Закона №
1) надзор за исполнением законов о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
2) надзор за исполнением закона о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ;
3) надзор за законностью доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел, административного задержания, привлечения к административной ответственности, а также их родителей или законных представителей;
4) надзор за исполнением законодательства, направленного на профилактику пьянства, наркомании, токсикомании, вовлечение несовершеннолетних в совершение иных антиобщественных действий;
5) надзор за исполнением законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в сфере досуга.
Мерами прокурорского реагирования необходимо добиваться комплексного подхода, координации и взаимодействия в деятельности органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования, здравоохранения и социальной защиты по выявлению детей, подвергающихся жесткому обращению, различным формам посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность со стороны взрослых лиц.
Следует постоянно анализировать состояние преступности несовершеннолетних, выявлять причины роста основных ее показателей, умело взаимодействовать с правоохранительными и другими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Прокуроры не вправе отставать от развития событий, необходимо своевременно определять наличие негативных тенденций, анализировать состояние законности в сфере защиты прав детей и подростков, пресечения и предупреждения их безнадзорности и правонарушений, проводить соответствующие проверки, не дожидаясь заданий и поручений прокуратуры области.
Список источников