Евразийский
научный
журнал

Некоторые аспекты защиты прав потребителей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хакиева Малика Майрбековна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 811
Показать PDF версию Некоторые аспекты защиты прав потребителей

Хакиева Малика Майрбековна
студентка 3–го курса
юридического факультета
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Предметом внимания автора в данной статье являются положения законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав потребителей. Выявляется необходимость совершенствования правовой базы регулирования отношений по защите прав потребителей.

В целях максимального удовлетворения различных потребностей к качеству производимых товаров и оказываемых услуг предъявляются высокие требования для обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Конституция Российской Федерации содержит фундаментальные положения, такие как право на жизнь (статья 20), на охрану здоровья (статья 41), на благополучную окружающую природную среду (статья 42).

Однако в настоящий момент наблюдается необходимость законодательного обеспечения прав потребителей, ввиду невысокого качества товаров и, соответственно, их опасностью для людей, кроме того фальсификацией сертификатов качества, товарных знаков и т.д.

Центральное место среди нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения с участием потребителей занимает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В данном законе конкретизированы нормы, содержащиеся в гражданском кодексе, и приведен весь перечень мер, которыми могут воспользоваться потребители для защиты своих нарушенных прав. Правовое регулирование отношений граждан — потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания, обеспечивается не только Законом «О защите прав потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства.

Кроме того, в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Основное требование к содержанию таких актов — они не должны содержать нормы, противоречащие Закону «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.

Участники гражданско-правовых отношений, целью которых является получение прибыли и удовлетворение имущественных потребностей, нередко осуществляют свою деятельность с нарушением гражданского законодательства, что приводит к необходимости привлечения лица к гражданско-правовой ответственности.

Потребитель — это гражданин, который имеет намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителям), реализующей товары потребителям по договору купли — продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) с другой стороны.

Закон «О защите прав потребителей» закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Соответственно с его принятием на законодательном уровне была закреплена охрана прав и интересов граждан-потребителей.

Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.

Несмотря на то, что принятие Закона "О Защите прав потребителей стало настоящим скачком в развитии законодательства в этой сфере, считается необходимым искоренение некоторых недостатков для разрешения более сложных ситуаций, которые, несомненно, возникают в этой специфической области.

Литература:

  1. О защите прав потребителей : федеральный закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (рсд. от 05 мая 2014 г.) // Российская газета. — 1996. — 16 января.
  2. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году : государственный доклад. -М. : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014.