Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБОУ МО "ОДИНЦОВСКИЙ "ДЕСЯТЫЙ ЛИЦЕЙ" В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С МИЭП МГИМО МИД РОССИИ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мишин Анатолий Вячеславович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2023»  (май, 2023)
Количество просмотров статьи: 257
Показать PDF версию НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБОУ МО "ОДИНЦОВСКИЙ "ДЕСЯТЫЙ ЛИЦЕЙ" В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА С МИЭП МГИМО МИД РОССИИ

Горчилина Марина Олеговна
Учитель экономики ГБОУ МО «Одинцовский «Десятый лицей»,
Заслуженный учитель РФ

Аннотация: Сама жизнь диктует школе новые ориентиры и перспективы в развитии образования. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Одним из самых доступных способов осуществления интеграции является совместное инновационное сотрудничество в рамках проектной и исследовательской деятельности нашего лицея и МИЭП МГИМО (Одинцово). Этот опыт работы я хотела бы освятить в своей статье.

Ключевые слова: инновации, апробация, сетевая модель, интеллектуальный рост.

SCIENTIFIC MANAGEMENT OF RESEARCH AND PROJECT WORK OF SCHOOL STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF COOPERATION
WITH MIEP MGIMO

Marina Gorchilina

Economics teacher of Odintsovo «Desyaty» Lyceum,

Honored Teacher of the Russian Federation

Abstract: In the system of education development, the school has to adapt to existing trends. The integration of subjects into the education system will allow to solve the tasks that are assigned for school education and society. One of the most accessible ways to implement integration is joint innovative cooperation within the framework of the project and research activities between our Lyceum and MIEP of the Odintsovo branch of MGIMO. This article reflects the experience of such interaction.

Keywords: innovation, approbation, network model, intellectual growth.

Наше знакомство с Международным институтом энергетической политики и дипломатии МГИМО состоялось со дня открытых дверей. В 2021году активными участниками этой встречи стали лицеисты. Почему МИЭП, спросите Вы? — это «предпринимательский» класс, им интересно, всё, что связано с экономикой и не только как оказалось.

В итоге была апробирована сетевая модель организационно-методического сопровождения научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся: содружество трех «У»: «Ученик, Учитель, Ученый» — «ТриУмф», созданная по программе сетевого взаимодействия с вузами в Алтайском крае и приобрела другой смысл в рамках сотрудничества с МИЭП МГИМО.

Основной закон интеллектуального роста начинающего исследователя опирается на основные идеи феноменологической концепции Карла Роджерса: признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле», понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т.е. способности меняться в зависимости от ситуации, самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования. Таким образом, если росток любознательности ученика поместить в комфортную среду наставничества, то в результате познавательный интерес возможно перерастёт в стремление к научному осмыслению окружающего мира, но как минимум-он научится думать и действовать.

В развитии проектно-исследовательской деятельности шагом вперед становится формирование групп, состоящих из студентов и школьников, участвующих в выполнении конкретных проектов. Такой подход дает максимальную степень погружения в тему, обеспечивает несомненное прикладное значение их работе, а также перспективу внедрения выполненных разработок в практику. Мотивация учащихся в такой модели достигает наивысшего уровня.

Исследовательскую и проектную деятельность учащихся определяю как творческий процесс совместной урочной и внеурочной деятельности учителя и ученика по поиску решения возникающих проблем, в ходе которого осуществляется трансляция между субъектами общечеловеческих ценностей, результатом которой является формирование готовности учащихся «познавать мир». В данном случае выступаю как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Главное в этом процессе — формирование внутренней мотивации, т.е. перевод внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.

Это и огромная профориентационная работа: выявление мотивированной на изучение естественных наук части школьников и вовлечение их в более тесное взаимодействие с представителями науки. Здесь важную роль может сыграть развитие проектной и исследовательской деятельности школьников. Этому направлению сейчас уделяется немало внимания, но в реальной практике исследовательские работы школьников не всегда дают им возможность освоить методы или хотя бы базовые принципы научного исследования. И здесь консультации и кураторство обычно являются очень эффективными. Кроме того, важно не снижать активности и на проверенных временем направлениях — развивать в школе при активном участии вузов и научных учреждений олимпиадное движение, другие формы, например интеллектуальные игры, экономические викторины, форсайт сессии.

В итоге эта формула содружества дала свои плоды:

27февраля — 2 марта этого года в Одинцовском филиале МГИМО состоялась пятая(юбилейная) Международная научно-практическая конференция «MGIMO Innovation Week 2023», проект-победитель Конкурса студенческих грантов Эндаумента. Второй день — молодежный, научно-практический семинар им. Н.П.Лавёрова, на котором выступили студенты бакалавриата МИЭП МГИМО и ученики партнерских школ МГИМО-Одинцово. В рамках сотрудничества МИЭП и Лицея были организована защита двадцати исследовательских и проектных работ учащихся старших классов. Наставники-преподавательский и студенческий состав МИЭП МГИМО. Темы работ-самые разные, но в основном-экономической направленности. Было трудно, но и очень необычно-ребята привыкли к лицейской аудитории, а здесь их слушали студенты, руководители кафедр, в общем-необыкновенно интересная аудитория. Эту эстафету ребята приняли от выпускников лицея, которые участвовали в этой конференции в прошлом году и достаточно успешно.

При МГИМО есть колледж, который проводит ежегодные межвузовские конференции. В апреле прошлого года состоялась IV студенческая межвузовская конференция колледжа МГИМО, вскоре будет ещё одна и мы непременно примем участие. Получается такое интересное интеллектуальное состязание-лицеисты и колледжисты.Совсем другая аудитория, много вопросов, планов на будущее.

И наконец, самое интересное — это участие в мероприятии, организованном МИЭП МГИМО и студенческим Инновационным клубом. В МИЭП МГИМО есть клуб "Арктика«,на заседание клуба были приглашены наши лицеисты. Форсайт-сессия — это уникальная методика прогнозирования будущего — это инновационный мозговой штурм, позволяющий максимально эффективно понять достоинства и недостатки прошлого и учесть это в создании новых технологий. В рамках форсайта ребята познакомились со специалистом по Арктике, автором около 100 научных публикаций в России и за рубежом Андреем Константиновичем Криворотовым. В рамках мероприятия студенты и учащиеся Одинцовского «Десятого лицея» совместно выработали сценарии развития Арктического региона Российской Федерации на период до 2030 года. Отмечено, что преимуществом и одновременно вызовом освоения Арктики является большой потенциал развития ресурсного сектора, а также транспортно-логистических систем.

Национальная доктрина образования РФ в качестве одного из приоритетов образования выдвигает обеспечение разностороннего и своевременного развития учащихся, их творческих способностей. Поэтому сегодня каждая школа должна не просто формировать у подрастающего поколения академические знания, но, в первую очередь, научить способности трудиться, умению жить и адаптироваться в современном социуме. А такие способности могут быть развиты только в процессе осуществления практических исследований самими учащимися.

Зачем это вузам? Ответ прост: ВУЗ, который тратит время и средства на сотрудничество со школой, получает высокомотивированных абитуриентов, которые с большей вероятностью доучатся, будут активно участвовать в научной деятельности. И конечно-поиск одаренных детей. Им, как правило, требуется более серьезная база для развития своих возможностей и расширения компетенций. А ВУЗам интересно работать с молодыми дарованиями, перспективными и открытыми к знаниям. Сотрудничество с МИЭП МГИМО познавательно, интересно, значимо. В этом году наш лицеист, активный участник всех мероприятий успешно сдав экзамены, поступил на бюджет в МГИМО, выбрав Международный Институт Энергетической Политики. Значит наши старания и усилия увенчались успехом!

Список литературы

1. Большая Российская энциклопедия: официальный сайт. — URL: https://bigenc.ru/economics (Дата обращения: 27.12.2022). — Текст: электронный.

2. Инновационный клуб МИЭП подвёл итоги «MGIMO Innovation Week 2023», https://news.myseldon.com/ru/news/index/280391698

3. Обутова А.Д., Голиков А.И., Голиков А.И., Сапалова Д.У. Взаимодействие Вуза и школы как условие сопровождения одарённых детей и подростков// Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6.;