Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Научно – методическое сопровождение педагогов, как фактор повышения качества образования в системе среднего профессионального образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Артемьева Ольга Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 5116
Показать PDF версию Научно – методическое сопровождение педагогов, как фактор повышения качества образования в системе среднего профессионального образования

Артемьева Ольга Анатольевна
Магистрант
ГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
v-ivanov-v@yandex.ru

Аннотация: В статье акцентируется необходимость повышения качества образования через научно – методическое сопровождение педагогов в системе среднего профессионального образования, описаны проблемы связанные с развитием нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность, неотработанностью процессов координации и интеграции методической деятельности в системе среднего профессионального образования. Проанализированы труды современных исследователей проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова, В.А. Новицкой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова.

Ключевые слова: Научно – методическое сопровождение, научно- методическая служба, образовательный процесс, непрерывное образование.

В настоящее время в системе образования происходят глубочайшие изменения: меняется философия и парадигмы образования, формируется новый подход к технологиям обучения, создается новая культура. Все перечисленное в первую очередь оказывает непосредственное влияние на деятельность педагога.

Концепцией модернизации российского образования до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020гг предусмотрены приоритеты: доступность, качество, эффективность образования. Следовательно, объективная необходимость системного обновления учебно – воспитательной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, создание положительной мотивации в инновационной деятельности педагогических коллективов, проектирование и создание внутри образовательного учреждения условий, стимулирующих проявление и реализацию творческой активности преподавателей и их профессионального мастерства, перестройки методической работы в образовательных учреждениях, которая включает взаимодействие всех участников инновационной деятельности.

Значительную роль в образовании педагогов традиционно играют научно-методические службы, однако в современной России их функции значительно расширяются: обучение и развитие педагогических кадров; повышение уровня педагогического мастерства; выявление, обобщение и распространение профессионального опыта; подготовка к повышению квалификации; обеспечение связи педагогов с другими звеньями системы образования; информационное обеспечение образовательного процесса; формирование профессиональных устойчивых взглядов и ценностей; создание условий для самообразования и саморазвития; изучение состояния дел с учетом нового социального заказа; планирование содержания, форм, методов, путей и средств достижения цели.

При всей разработанности вопроса работы научно-методических служб образовательного учреждения, при многообразии поставленных задач и выполняемых ими функций, исследователи традиционно выделяют множество нерешенных проблем, в том числе:

  • недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность; отсутствие системы в методической деятельности (город - округ - учреждение);
  • неотработанность процессов координации и интеграции методической деятельности в системе среднего профессионального образования, приводящая к разобщенности действий руководителей;
  • низкий уровень оперативного информирования, обобщения инновационного педагогического опыта; формальный подход к повышению квалификации специалистов, невнимание к личным запросам и потребностям педагогов;
  • отсутствие единой координации методической деятельности в систе¬ме среднего профессионального образования, создающее значительные трудности в работе, приводящее к сбоям и рассогласованию в действиях специалистов.

Данные проблемы, значительно осложняют работу научно-методических служб, тормозят и процесс профессионального развития педагога. В свою очередь, обновление их работы будет способствовать повышению профессионализма отдельных педагогов, образовательных учреждений, соответственно и всей системы современного российского образования.

Немаловажной составляющей нового стандарта образования, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и других документов является создание системы непрерывного образования педагогических кадров. Новая система образования требует и нового подхода к решению данного вопроса. Традиционно помощь в разрешении профессиональных трудностей осуществляют научно-методические службы, однако при существующих тенденциях современного образования и динамике его изменений необходим переход на адресное научно-методическое сопровождение, под которым подразумевается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, процедур, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих конфликтов, способствующих его саморазвитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

«Понятие «сопровождение» вошло в теорию и практику российских психологов и педагогов лишь в 90-е гг. ХХ века. В психологии и педагогике слово «сопровождение» толкуется неоднозначно, так как это явление выполняет широкий спектр функций. Исходя из имеющегося опыта, тех определений, которые дают психологи и педагоги такому понятию как «сопровождение», учитывая специфические черты научно-методического сопровождения, можно дать авторское определение термину. Научно-методическое сопровождение деятельности педагога – это взаимосвязанные целенаправленные действия, мероприятия, направленные на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующие его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности».

В этой связи возникает социально – педагогическая проблема. Она обусловлена как необходимостью развития педагога образовательного учреждения, так и системы среднего профессионального образования в целом. Научно – теоретическая составляющая по данной проблеме заключается в отсутствии модели, программы научно – методического сопровождения педагога в современных условиях развития системы СПО.

Научно – методологическая проблематика приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности педагога системы СПО.

Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности педагогов имеет такие преимущества:

  • более индивидуализировано и гибко;
  • имеет более тонкую инструментовку;
  • в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;
  • предполагает обеспечение постоянного взаимодействия педагога с другими субъектами обучения;
  • позволяет постоянного отслеживать заданную траекторию, использовать контролирующие и коррекционные процедуры;
  • учитывает динамику профессионального роста педагога и гибкое реагирование на ситуации его развития;
  • несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;
  • имеет постоянный характер.

Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.

Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет. На основе проанализированных работ М.Н. Певзнера, В.А. Новицкой, Л.Н. Белотеловой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:

  • обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;
  • консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;
  • диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности педагога;
  • психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;
  • коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
  • адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;
  • информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;
  • проектная функция связана с обучением педагога экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;
  • направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между педагогом и обучающимся;
  • выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и про¬фессионального роста педагогов;
  • оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;
  • осуществление редакционно-издательской деятельности

Говоря о научно-методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено: во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых, во-вторых, это пространство и время взаимодействия, в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает, вызвано недостатком опыта.

Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности педагога необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования. Ссылки на источники:

  1. Ильясов, Д.Ф. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Методические рекомендации / Д.Ф. Ильясов, А.А. Севрюкова. – Челябинск: Изд-во ООО «ПРОНТО», 2011.
  2. Ленкова, А.А. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации / А.А. Ленкова, О.В. Петрова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (Научно-теоретический журнал). – 2012. – № 4 (13). – Челябинск: ЧИППКРО. – С. 92-100.
  3. Национальный проект «Образование»: нормативные правовые документы [Электронный ресурс]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – Режим доступа: URL: http://www.minobr.ru.
  4. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.