Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Артемьева Ольга Анатольевна
Магистрант
ГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
v-ivanov-v@yandex.ru
Аннотация: В статье акцентируется необходимость повышения качества образования через научно – методическое сопровождение педагогов в системе среднего профессионального образования, описаны проблемы связанные с развитием нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность, неотработанностью процессов координации и интеграции методической деятельности в системе среднего профессионального образования. Проанализированы труды современных исследователей проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова, В.А. Новицкой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова.
Ключевые слова: Научно – методическое сопровождение, научно- методическая служба, образовательный процесс, непрерывное образование.
В настоящее время в системе образования происходят глубочайшие изменения: меняется философия и парадигмы образования, формируется новый подход к технологиям обучения, создается новая культура. Все перечисленное в первую очередь оказывает непосредственное влияние на деятельность педагога.
Концепцией модернизации российского образования до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020гг предусмотрены приоритеты: доступность, качество, эффективность образования. Следовательно, объективная необходимость системного обновления учебно – воспитательной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, создание положительной мотивации в инновационной деятельности педагогических коллективов, проектирование и создание внутри образовательного учреждения условий, стимулирующих проявление и реализацию творческой активности преподавателей и их профессионального мастерства, перестройки методической работы в образовательных учреждениях, которая включает взаимодействие всех участников инновационной деятельности.
Значительную роль в образовании педагогов традиционно играют научно-методические службы, однако в современной России их функции значительно расширяются: обучение и развитие педагогических кадров; повышение уровня педагогического мастерства; выявление, обобщение и распространение профессионального опыта; подготовка к повышению квалификации; обеспечение связи педагогов с другими звеньями системы образования; информационное обеспечение образовательного процесса; формирование профессиональных устойчивых взглядов и ценностей; создание условий для самообразования и саморазвития; изучение состояния дел с учетом нового социального заказа; планирование содержания, форм, методов, путей и средств достижения цели.
При всей разработанности вопроса работы научно-методических служб образовательного учреждения, при многообразии поставленных задач и выполняемых ими функций, исследователи традиционно выделяют множество нерешенных проблем, в том числе:
Данные проблемы, значительно осложняют работу научно-методических служб, тормозят и процесс профессионального развития педагога. В свою очередь, обновление их работы будет способствовать повышению профессионализма отдельных педагогов, образовательных учреждений, соответственно и всей системы современного российского образования.
Немаловажной составляющей нового стандарта образования, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и других документов является создание системы непрерывного образования педагогических кадров. Новая система образования требует и нового подхода к решению данного вопроса. Традиционно помощь в разрешении профессиональных трудностей осуществляют научно-методические службы, однако при существующих тенденциях современного образования и динамике его изменений необходим переход на адресное научно-методическое сопровождение, под которым подразумевается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, процедур, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих конфликтов, способствующих его саморазвитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
«Понятие «сопровождение» вошло в теорию и практику российских психологов и педагогов лишь в 90-е гг. ХХ века. В психологии и педагогике слово «сопровождение» толкуется неоднозначно, так как это явление выполняет широкий спектр функций. Исходя из имеющегося опыта, тех определений, которые дают психологи и педагоги такому понятию как «сопровождение», учитывая специфические черты научно-методического сопровождения, можно дать авторское определение термину. Научно-методическое сопровождение деятельности педагога – это взаимосвязанные целенаправленные действия, мероприятия, направленные на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующие его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности».
В этой связи возникает социально – педагогическая проблема. Она обусловлена как необходимостью развития педагога образовательного учреждения, так и системы среднего профессионального образования в целом. Научно – теоретическая составляющая по данной проблеме заключается в отсутствии модели, программы научно – методического сопровождения педагога в современных условиях развития системы СПО.
Научно – методологическая проблематика приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности педагога системы СПО.
Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности педагогов имеет такие преимущества:
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.
Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет. На основе проанализированных работ М.Н. Певзнера, В.А. Новицкой, Л.Н. Белотеловой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:
Говоря о научно-методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено: во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых, во-вторых, это пространство и время взаимодействия, в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает, вызвано недостатком опыта.
Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности педагога необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования. Ссылки на источники: