Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Народная сказка в образовательном процессе в ДОО

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гришина Анна Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2114
Показать PDF версию Народная сказка в образовательном процессе в ДОО

Гришина Анна Викторовна
Начальник отдела дошкольного образования МКУ
«Управление образования» г. Махачкала
E-mail: anya8928@yandex.ru

Современный этап развития отечественной системы дошкольного образования характеризуется значительными изменениями. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), привело к необходимости совершенствования и обновления содержания системы дошкольного воспитания и форм организации образовательного процесса в ДОО.

В соответствие с положениями этого документа, часть программы, «...формируемая участниками образовательных отношений... может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность...» [6, с.13]. Направленность Стандарта на «...объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей...» ориентирует педагогов на использование в непосредственной образовательной деятельности в ДОО педагогического потенциала сказки в сочетании с другими жанрами фольклора. [6, с.7] (с.7). В этом процессе большое значение придается приобщению дошкольников к ценностям народного искусства и фольклора.

В течение длительного времени у каждого народа развивались и совершенствовались разные жанры народного искусства: музыкальный, словесный, ритмический и декоративно-прикладной. Их взаимосвязь определила и синкретический характер народного искусства, соединение в нем песни и танца, игры и драматического действия, творчества и высокого технического мастерства в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства. Различные виды народного художественного творчества способны пробудить детей к творчеству, оставить заметный след в душе каждого. Сегодня не требуется доказательств то, что воспитание подрастающих поколений предпочтительно выстраивать на традициях и опыте прошлых поколений, которое является средством приобщения дошкольников к художественным ценностям культуры и искусства.

Педагогические возможности народного художественного творчества и традиционные формы их реализации исследовали Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, С.Н. Николаев и др. Дагестанский народный фольклор и его педагогическое значение нашли отражение в трудах Гасановой Р.Х., Мирзоева Ш.А., Магомедовой З.М., Магомедова А.М. и др.

Народное творчество не требует долгих объяснений, оно говорит само за себя и потому важно использовать эту силу традиционного искусства в воспитании детей. Народное творчество, отраженное в игре, сказке, пословицах, поговорках, песнях предстает как животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений, способный стать основой гармонического взаимоотношения ребенка с миром.

Гармоничное сочетание в развитии детей разнообразных видов творчества открывает большие возможности раскрытия творческих способностей в том или ином виде деятельности.

Народное искусство (ДПИ, устный и музыкальный фольклор) как вид творческой деятельности народа, содержит специфический механизм воспитания, включающий ценностные ориентации народа, способствующий формированию духовно-нравственной личности человека. Народное творчество открывает возможность приобщить ребенка к миру прекрасного. Ведь каждый человек наделен от природы художественными задатками, способностью чувствовать прекрасное, а при должной организации воспитательного процесса, может активно участвовать в творческом процессе, в созидании прекрасного.

В народе испокон веков складывался свой самобытный уклад жизнедеятельности, своя духовная культура. Эта культура нашла воплощение во всех сферах быта. Народы Дагестана создали культуру, которая стала достоянием не только нашего края, но и обогатила историю и культуру России.

Особой формой народного сознания, неотъемлемым компонентом бытового уклада народа является фольклор. Этот, своеобразный вид народной культуры (в различных своих формах) — источник извечных стремлений к добру, к счастью, свету, отражающий высоконравственные идеи народа. Народная музыка, сказка, пословицы, поговорки, прибаутки всегда были не столько развлечением, сколько насущной потребностью народа. Каждый народ хранил в своей памяти множество устных, музыкальных и игровых навыков жизнетворчества.

В сокровищнице дагестанской культуры почетное место занимают сказки. Сказка — наиболее популярный вид народного творчества, любимый детьми. Сказка является не только достоянием каждого этноса, но и бесценным средством воспитания детей. Поэтому сказки больше, чем другие жанры народного творчества используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказки занимают значительное место в дагестанском фольклоре. В раннем детстве рассказывали в основном сказки о животных и птицах, которые позволяли детям узнавать как повадки некоторых животных, так и пороках. Достаточно много сказок для детей придумано и бытовых, в которых отражена жизнь. Но больше всего во все времена дети любили сказки волшебные, в которых, как правило, были заложены мечты человека. Главным условием всех сказок всегда был счастливый конец: добро побеждало зло, ум побеждал глупость, красота и доброта брала верх над алчностью и завистью.

Дагестанские сказки разнообразны по своему содержанию, но в каждой сказке есть какая-нибудь примета, по которой можно определить ее принадлежность какому либо народу[3].

Дошкольный и младший школьный возраст — время, когда закладываются основы эстетической культуры личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира народной культуры. Именно эстетическое воспитание на традициях народного искусства и фольклора дает возможность ребенку не отстраненного восприятия ценностей культуры, но и чувства сопричастности, необходимости его творческого освоения.

Так, по мнению Д.А. Леонтьева «... в дошкольном и младшем школьном возрасте искусство выполняет функции приобщения ребенка к общекультурным ценностям... одновременно формируя у него отношение к искусству как реальности особого рода» [5,с.75].

С малых лет ребенок живет в мире игры, сказки, песни, на основе народных фольклорных традиций. Они учат его быть сообразительным, ловким, формируют его художественный вкус, развивают представления о ценности народного искусства, формируют навыки художественного творчества. Сказка, как и любое другое произведение народного искусства, оказывает самое благотворное влияние на формирование эстетических чувств, нравственности, художественной культуры личности.

Учитывая, что в дошкольном возрасте закладываются основы эстетической культуры личности, при разработке методического пособия «Добрый мир игры», нами был использован дагестанский фольклорный материал [4].

В пособии представлены сюжетно-ролевые игры, сценарии театрализованных игр, постановок, досугов, викторины. В практике деятельности дошкольных образовательных организаций республики активно реализуются игровые формы организации образовательной деятельности детей на основе национально-региональных традиций искусства и культуры Дагестана.

Дагестанский фольклор стал основой для разработки викторины по мотивам народных сказок, с успехом проводимой в детских садах, как и комплексные занятия, проводимые с использованием игры и сказки в форме костюмированного театрализованного действия. Другими вариантами занятий, проводимых в детских садах, являются: фольклорное мероприятие «Путешествие в волшебную страну», сценическая постановка «Горных мастеров дары небывалой красоты», представленное в музыкально-поэтической форме, инсценировка по мотивам дагестанской народной сказки «Гельгеле-Дадай». Использование фольклорного материала в образовательном процессе детского сада способствует активному приобщению детей к традициям региональной культуры и искусства[2].

Произведения народного фольклорного творчества могут оставить прочные следы в сознании ребенка, при условии непосредственного участия в интерпретации малых форм фольклора. Инсценировки по мотивам дагестанских народных сказок, домысливание сюжета, беседа — особенно популярны в целостной системе духовно-нравственного воспитания дошкольников на национальной основе.

Приобщение к народному творчеству детей дает возможность сменить пассивное восприятие искусства на активное эмоционально-ценностное отношение к произведениям культуры, реализовать творческие возможности детей в различных видах деятельности, в танце, песне, игре.

Чистый и богатый язык народных сказок передает характер фантастических образов, идеи торжества красоты и справедливости, а в счастливых эпилогах — неугасимую веру в торжество правды. Знакомство детей с народными сказками и инсценировка их сюжетов, позволяет детям открыть для себя много интересных сведений о быте и нравах народов, узнать о том, как много общего в мудрых и поэтических сказках, сохраненных в памяти разных народов.

Литература

  1. Гасанова Р.Х. Дагестанский фольклор детям: методические рекомендации. — Махачкала, 2005.
  2. Гришина А.В. «Божья коровка Гельгеле-Дадай». С.44.//Дошкольное воспитание № 1/2012.
  3. Дагестанские народные сказки / Пересказ для детей Н. Капиева. — М., 1991.
  4. Добрый мир игры. Дидактические и сюжетно-ролевые игры в процессе приобщения детей к культуре и традициям народов Дагестана: Учебно-методическое пособие./ Автор-сост. А.В. Гришина. — Махачкала, 2013.
  5. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. — М.,1998.
  6. Познаем наш край родной: образовательная программа по познавательному развитию детей для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан /автор-сост. А.В. Гришина. — Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».