Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Налогообложение нефтедобывающих компаний в Российской Федерации на современном этапе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Корягин Владислав Евгеньевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2018»  (январь, 2018)
Количество просмотров статьи: 3651
Показать PDF версию Налогообложение нефтедобывающих компаний в Российской Федерации на современном этапе

Корягин Владислав Евгеньевич
Магистрант 2 года обучения
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»,
Иркутск,
E-mail: koryagin.ve@mail.ru

Министерство финансов впервые в 2016 г. открыто признало, что собирается пересмотреть формулу налога на добычу нефти, чтобы увеличить объем налоговых изъятий из нефтяной отрасли в период низких цен. Глава Минфина Антон Силуанов предлагает увеличить налогообложение нефтяных компаний, чтобы сократить дефицит бюджета [1]. По мнению министра, нефтяники могут платить больше, потому что они получили прибыль от девальвации рубля. Вместе с этим, против увеличения налогов на ТЭК выступает Минэкономразвития, и нефтегазовые компании. По их мнению, дополнительные финансовые нагрузки в бюджет, заставят сократить инвестпрограммы и отзовутся в дальнейшем сокращении добычи, а значит, и налоговых поступлений. Поскольку отмечается, что в условиях рыночной экономики налоги являются основным видом финансирования деятельности государства и содержания его аппарата.

В настоящее время в России система налогообложения связанная с пользованием природных ресурсов (недропользователей) характеризуется рядом существенных недостатков. Представляется, что не достаточно проработаны системы налогообложения связанные с налоговой нагрузкой в зависимости от стадий разработки месторождений. Вместе с этим отмечается, использование наряду с налогами дополнительного комплекса сборов, например за геологическую информацию, о недрах, и платежей и сборов за загрязнение окружающей среды, что приводит к искажению реального уровня налоговых изъятий. Вызывают затруднения связанные с формированием учетно-технической налоговой базы по НДПИ по ряду природных ресурсов, а также отсутствием налоговых механизмов, направленных на обеспечение инвестиционного развития бизнеса в недропользовании.

Вместе с этим, налоги как НДС, налог на прибыль, налог на имущество являются унифицированными для всех предприятии, так как не учитывают специфики отрасли ресурсодобывающей промышленности. Представляется, что особенности исчисления и уплаты указанных налогов нефтедобывающими компаниями практически отсутствуют, за исключением лишь нескольких случаев.

Сильнейшие различия между компаниями, как по удельной выплате налогов на один баррель добытых углеводородов, так по отношению общего объема налоговых выплат к выручке, обусловлены конкретной спецификой их деятельности[2]. Например, В Газпроме и Новатэке, низкая налоговая нагрузка на баррель добываемых углеводородов связана с тем, что основная часть газа поставляется на внутренний рынок, где цена на него составляет 15долл./баррель, что в 7,4 раза ниже мировой цены нефти и в 2,3 раза ниже мировой цены на газ (48 долл./баррель в н. э.) [2].

В ТНК-ВР, выплачивавшей в 2013г. больше всех налогов на один баррель добытых углеводородов (58,4 долл.), это объясняется, прежде всего, стремлением этой компании к экономии издержек любыми путями, в целях получения высокой нормы прибыли и дивидендов, что одновременно вело и к увеличению абсолютного размера налогов[2]. В результате, компания теряла на налогах, но выигрывала за счет увеличения прибыли, высоких дивидендов и растущей на этой основе стоимости акций компании[2].

Думается, что чем больше в реализации компании нефти и нефтепродуктов, чем больше углеводородов идет на экспорт, тем большая доля налогов наблюдается в выручке и, наоборот, чем больше в реализации присутствует природного газа и, чем большая его часть поставляется на внутренний рынок, тем меньшую долю налогов мы наблюдаем в выручке[2]. И это вполне закономерно, ибо, чем выше цена реализации товара, чем больше ее отрыв от издержек производства и реализации, тем большим налогом можно обложить самого продавца. При этом увеличение доли налогов в выручке, не всегда означает увеличение тяжести налогового бремени на продавца, а часто указывает о его значительных налоговых способностях касательно данной выручки[2].

Следует отметить, что в последние годы российская налоговая система вполне адекватно реагировала на растущие доходы нефтегазовых фирм, постоянно развивающихся из—за результата стремительного увеличения темпов роста, как мировых, так и внутренних цен на углеводороды[2]. Это подтверждается тем, что в динамике темпы роста налоговых выплат и выручки совпадают, увеличившись за 2012-­2015гг. в 1,4 раза.

Первоочередной задачей государственной энергетической политики в области недропользования и управления государственным фондом недр является гарантированное обеспечение экологического, безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы для удовлетворения энергетических нужд экономики России и обеспечения экспорта энергоресурсов [3].

Иными словами, в Российской Федерации отмечается налоговая политика, которая имеет несистемный характер и направлена на полное максимальное изъятие ренты в Федеральный бюджет РФ, это ужесточает положение нефтегазового сектора, увеличивая сырьевую зависимость нашей экономики. Согласно позиции ряда исследователей, включенный «налоговый маневр» заметно повышает нефтегазовые доходы бюджета, обременяя недропользователей, которые в настоящее время находятся в тяжелой ситуации в связи с падением мировых цен на нефть[4].

Представляется, что в России нефтегазовый комплекс находится в переходном состоянии от высокорентабельных запасов к трудно добываемым. Условия освоения нефтегазовых ресурсов в России усложняются необходимостью формирования сложных капиталоемких инфраструктурных систем и мощностей по переработке для эффективной добычи углеводородного сырья в новых регионах и провинциях [5].

Думается, что для эффективного функционирования отрасли, государству необходимо решить ряд задач по качественному изменению организационной, налоговой, лицензионной политики:

1. создать конкурентно способную атмосферу, а также необходимые условия для развития независимого сектора в малых отраслях нефтегазового комплекса;

2. обеспечить конкурентный и справедливый доступ к ресурсам недр при оформлении лицензионной политики;

3. в целях эффективности налоговой политики, следует стимулировать недропользователей к освоению новых месторождений, к внедрению новых технологий, к строительству перерабатывающих и производственных мощностей нефтегазового комплекса [6].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Официальный сайт Газета.ру [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2017/02/10/10519097.shtml
  2. Соколов М.М. Экономический портрет нефтегазодобывающих компаний России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.inecon.org/docs/Sokolov_paper_20150305.pdf#2
  3. Канделаки Г.Г. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в сфере недропользования. РГУ нефти и газа.№ 2.2014г. С.117-127
  4. Панчева В.С. Совершенствование налогообложения добычи нефти и газа в России : 2015г. С.9-13.
  5. Оценка влияния мирового рынка нефти на нефтяной рынок России и ее использование для решения народнохозяйственных задач Шапенко, Андрей Владимирович [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.dslib.net
  6. Нигматулин Р.А. Нефть, газ, энергия, мир, Россия: состояние и перспективы Атомная стратегия [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://ipem.ru/54fh/