Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Музей Северского кадетского корпуса – пространство интеграции основного и дополнительного образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Скуратов Дмитрий Владимирович
Рубрика: Культурология
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2854
Показать PDF версию Музей Северского кадетского корпуса – пространство интеграции основного и дополнительного образования

Скуратов Дмитрий Владимирович,
руководитель военно - исторического музея
ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус»
Томская область, город Северск

«ПАТРИОТИЗМ – это чувство стыдливое и деликатное…
Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех
перекрестках. Лучше молча трудись во имя её благ
и могущества».

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Эти слова почитаемого нами педагога стали не только эпиграфом, но и лейтмотивом деятельности актива военно - исторического музея ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус».

Воспитание у школьников гордости за своё Отечество, его героическое прошлое и настоящее, готовности встать на защиту Родины была и остается одной из важнейших задач патриотического воспитания молодежи.

Целью создания и деятельности военно – исторического музея ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» «Память сердца» является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы кадет, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей - не просто особый учебный кабинет кадетского корпуса, но и  воспитательный центр открытого образовательного пространства.

Рис.1.jpg

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, воспитание чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Военно-исторический музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является координатором военно-патриотической деятельности кадетского корпуса, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями городов Томска, Северска и Томской области.

Рис.2.jpg

Военно-исторический музей ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» продолжает традиции своего предшественника школьного музея боевой славы «Память сердца», который был создан 7 мая 1966 года Екатериной Васильевной Константиновой, которая являлась его бессменным руководителем до мая 2008 года.

У музея за более чем 40-летнюю историю достаточно большой основной фонд – 1890 предметов. Все экспонаты собраны ребятами-поисковиками в походах по местам боев 79-й гвардейской Запорожской, четырежды орденоносной стрелковой дивизии и многократных встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Музей имеет свой Устав, Положение, Концепцию развития, сотрудничает с Томским областным краеведческим музеем им. М.Б. Шатилова, музеем города Северска, Музеем истории Сибирского химического комбината, Музеем «Афганистан. Чечня. Транзит», Музеем УМВД России по Томской области, музеями школ города Северска, городским Советом ветеранов, руководством УФСКН по Томской области, библиотеками, Государственным архивом Томской области.

Музей работает под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто» и содержит четыре основных раздела:

Раздел 1. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. «Военная история Томска».

Эта тема раскрывает информацию о военных соединениях, сформированных на территории Томской области с 1941 по 1945 годы, о военных училищах, готовивших командные кадры в годы Великой Отечественной войны – жителях Томска, о трудовых подвигах Томичей, о героях томичах.

1.1. 166, 366, 284 – 79 стрелковые дивизии.

1.2. Томичи в боях за Родину.

1.3. Начало Великой Отечественной войны.1.4. Память о войне. Защитники Брестской крепости.

1.4. Защитники Сталинграда. Встречи учеников с участниками Сталинградской битвы.

1.5. Письма славы и бессмертия.

1.6. Фронтовая землянка.

1.7. Вооружение и бронетанковая техника Великой Отечественной войны.

1.8. Солдаты Великой Отечественной войны.

1.9. В пламени и славе.

1.10. Знамя Победы.

1.11. Герои – северчане.

2 Раздел: «Отечественная война 1812 года». Тема раскрывает военно-исторические события 1812 года. В экспозиции представлены материалы о причинах войны 1812 года, о Бородинском сражении, партизанской войне 1812 года.

2.1. Ордена Российской империи.

3 Раздел: «История Северской дивизии». Тема раскрывает историю образования Северского соединения внутренних войск. В материалах рассказывается о современном периоде структурных подразделений соединения, об участии в вооруженных локальных конфликтах на территории Российской Федерации.

3.1. Герои локальных войн и вооруженных конфликтов северского соединения внутренних войск.

4 Раздел: «Кадетсво». В экспозиции собраны материалы об истории развития кадетского образования в России. Учащиеся получают информацию о зарождении и развитии кадетских корпусов в царской России и до настоящего времени.

4.1. Медиа-проект «Корона».

4.2. Декоративно-прикладное творчество учащихся ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус».

4.3. Форма одежды кадет России.

4.4. Кадетские корпуса России.

4.5. История кадетского образования в России. От Петра Великого до наших дней.

4.6. История кадетского образования современной России.

4.7. Кадеты ХХI века.

В музее сформированы другие экспозиции, часть которых являются уникальными: ордена Российского государства, макеты самолетов, вертолетов и танков, коллекция огнестрельного и холодного оружия (в том числе, экспонаты винтовки Мосина и ручного пулемета Дегтярёва времен Великой Отечественной войны), фронтовая землянка, образцы формы морского пехотинца, кадета, офицера бронетанковых войск, коллекция «Солдаты Великой Отечественной войны», «Письма славы и бессмертия». Более 800 писем – воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны - хранится в музее как самая дорогая реликвия.

Продолжая славные традиции музея школы-интерната № 82, в музейной педагогике практикуются разные формы работы – встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн (Афганистан, Чечня), экскурсии, лекции, семинары, беседы, игровые программы, конкурсы, викторины. В дни воинской славы организуются Вахты Памяти.

В стенах музея проводятся уроки Мужества, уроки Памяти, уроки военной истории, музейные уроки, регулярно организуются литературно-музыкальные композиции, конкурсы патриотической песни, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Стало доброй традицией проведение Недели Славы с 1 по 9 мая. Актив музея принимает активное участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах, фестивалях, конференциях. За 2000 – 2008 годы актив музея, как победитель городских, конкурсов, посетил города – герои Москву, Санкт - Петербург и Волгоград. С 2000 по 2015 годы в музее побывало 26500 человек – учащихся школы-интерната, школ города Северска, преподавателей, военнослужащих северской дивизии.

В музее проводится множество мероприятий военно - патриотического характера, регулярно устраиваются экскурсии не только для кадет и воспитанников Северского кадетского корпуса, но и для обучающихся образовательных учреждений ЗАТО Северск, Томска, Томской области, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (города: Красноярск, Новосибирск, Ангарск Красноярского края, Кемерово, Барнаул Алтайского края, Иркутск, Чита, Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

Актив музея активно работает по пополнению официального сайта Северского кадетского корпуса http://skk.tomsk.ru, и сайта музея, которые ежедневно обновляются, пополняются информацией о музее корпуса и являются ресурсом пропаганды и освещения  патриотической составляющей воспитательной работы.

В корпусе функционирует медиацентр юных журналистов «Корона», кадеты – активисты музея под руководством педагогов выпускают ежемесячную газету в бумажном и электронном форматах, участвуют в информационном сопровождении образовательных событий корпуса, обучаются навыкам журналистики  в разновозрастных группах. Медиацентр Северского кадетского корпуса принимал участие в областном фестивале-конкурсе детских и юношеских СМИ «Солнечный парус» в 2013 и 2014 годах и был удостоен Дипломами I степени.

В 2014–2015 годах в рамках подготовки к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в музее корпуса активно реализуется проект «Северский кадетский корпус - центр военно-патриотического и гражданского воспитания в городе Северск Томской области». В рамках реализации одного из направлений данного проекта «Помним их имена» кадетами корпуса приведено в порядок 17 захоронений участников Великой Отечественной войны.

Ежегодно в музее корпусе проводятся городские мероприятия, посвященные празднованию памятной даты истории Отечества – Дня Героев Отечества.

В течение пяти последних лет ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» занимает почетное первое место в военном параде, посвященном Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945гг., в котором участвуют соединение внутренних войск МВД России, образовательные учреждения и военно-патриотические объединения города Северска Томской области.

В 2014 и 2015 годах команда корпуса принимала участие во Всероссийском фестивале «Виват, кадет!» в городе Пермь. В подготовке команды принимал участие руководитель военно-исторического музея. Кадеты Северского кадетского корпуса заняли I место из 31 команды в кадетском многоборье.

Ежегодно команда актива военно-исторического музея корпуса принимает участие во Всероссийской межвузовской студенческой Олимпиаде «Ратная слава России»,  проводимой институтом военного образования Томского государственного университета и показывает высокие результаты.

В 2015 году команда активистов музея  10-11-х классов приняла участие во Всероссийской олимпиаде кадет «Кирилл Разумовский: к вершинам знаний», стала призером регионального этапа.

Военно-исторический музей ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус», располагая источниками исторической информации, документальными материалами ярко, доказательно и убедительно способен рассказать о событиях прошлого, помогает воссоздать их, воскресить дела и поступки людей, дать им правильную оценку, воздействовать на формирование убеждений и нравственную культуру.

Военно-исторический музей Северского кадетского корпуса – это тематическое, систематизированное собрание, хранение предметов и документов, представляющих ценность для проведения военно-патриотического воспитания учащихся.

Музей является специализированным классом кадетского корпуса.

Основными целями музея являются:

способствование воспитанию у кадет ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» патриотизма, любви к Родине, почитания подвигов Российского народа при защите Отечества, славных трудовых дел на благо России, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств;

формирование у учащихся национального самосознания;

расширение кругозора учащихся;

воспитание познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности;

совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования;

просветительская деятельность среди учащихся, граждан города Северска и Томской области.

Основными функциями музея являются:

  • Образовательно-воспитательная функция. Выражается в передаче информации военно-исторических знаний. Выполнение функции достигается путем вовлечения обучающихся кадет, родительского комитета, ветеранов в собирание, изучение и пропагандирование материалов музея.

  • Функция документирования. Выполняется в соответствии с избранными темами и военно-историческим профилем музея. Реализуется в ходе подбора и комплектования материалов для фондов.

  • Хранительная. Осуществляется в процессе хранения, консервации и собирания документов и экспонатов.

  • Исследовательская. Реализуется на основе собранных материалов на всех этапах деятельности музея.

Задачами военно-исторического музея являются:

Участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус».

Пропаганда исторических материалов (героических страниц истории России), боевых и трудовых традиций народа, жизненного опыта и всего потенциала ветеранов.

Проведение просветительской работы по тематике музея не только в Северском кадетском корпусе, но и среди населения ЗАТО Северск, Томска и Томской области. Только в 2015 году организовано 17 выездных выставок экспонатов музея.

Приобретение экспонатов, свидетельств исторического прошлого, материалов для пополнения фондов музея.

Концепция развития военно-исторического музея предусматривает создание механизма противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., истории Северской дивизии внутренних войск МВД России, развития кадетского образования в Российском государстве и в современной России.

Основная работа нашего музея – пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания обучающихся об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к её истории.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей не только кадет ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус», но и школьников образовательных учреждений города Северска и Томской области. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки  исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование военно-исторического музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива Северского кадетского корпуса состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея помогают учителям истории в изучении отдельных периодов Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны.

Для повышения эффективности урока, предлагается учителям в перспективном планировании  на полугодие предусматривать работу учащихся в музее, готовить презентации, заниматься исследовательскими проектами по истории и боевой деятельности выдающихся полководцев России.

Музей только тогда себя оправдает, когда будет активно вовлечен в процесс военно-патриотического воспитания. Поэтому Совет музея предлагает использовать следующие формы работы:

Для преподавателей и учащихся:

  • организация проведения вахт памяти, уроков мужества, викторин;

  • организация встреч с ветеранами, поездки, экскурсии по местам боевой славы, в войсковые части, ОМОН УМВД России по Томской области, на предприятия и организации;

  • организация военно-спортивных игр «Зарница», «Школа безопасности»;

  • организация и участие в поисковых работах;

  • организация военно-полевых сборов;

  • организация обновления витрин, альбомов, фотомонтажей, проведение фото-видеосъемок;

  • проведение семинарских занятий по повышению квалификации актива;

  • участие в лекторской, экскурсионной работах, сборе экспонатов и материалов;

  • организация помощи активу в подготовке выступлений и презентаций на патриотические темы;

  • организация посещения памятников, захоронений, а при необходимости участие в их обустройстве.

Для ветеранов:

  • выступления с рассказами о событиях, где принималось личное участие в войне, строительстве и в работе на предприятиях города и области;

  • участие в подготовке материалов по тематике музея и его работе;

  • встречи с учащимися в победные (памятные) дни;

  • совместное с учащимися посещение и возложение венков, цветов к памятникам.

Для педагогического коллектива кадетского корпуса: 

  • непосредственное участие в составлении плана работы музея;

  • организация проведения в классах (взводах) планируемых мероприятий:

  • оказание помощи учащимся при подготовке материалов для выступлений и презентаций на военно-патриотические темы;

  • подготовка и проведение в кадетском корпусе уроков мужества, олимпиад, викторин, диспутов на патриотические темы.

         В результате осуществления программы развития музея ожидается:

  • обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

  • возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

  • сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;

  • оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Военно-исторический музей за годы своего существования воспитал несколько поколений школьников. Он и сегодня является в городе Северске центром военно-патриотического воспитания школьников.














Список литературы:

  1. Авдеев В.А., Дайнес В.О., Бородин Н.И. На службе Отечеству. – М., 1998.

  2. Аронов А.А. Растить патриотов. – М., 1988.

  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

  4. Бачевский В.И. Комплексная программа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Учебное пособие. – Н. Новгород, 1998.

  5. Вырщиков А.Н. Функции учебного процесса в формировании у учащихся готовности к защите Родины. – Волгоград, 1987.

  6. Дерюгин Ю.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. – М.: Патриот, 2001.

  7. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно-правовых и методических материалов. Новосибирск. НИПКиПРО., 2004.

  8. Скуратов Д.В. Методическое пособие «Военно – исторический музей Северского кадетского корпуса – пространство интеграции основного и дополнительного образования кадет». Северск, 2014 г. 109 С.

  9. Федеральный закон «О днях воинской славы России». – М., 1995.

  10. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание молодежи. – М., 2005.

  11. Сайт Северского кадетского корпуса - http: //skk.tomsk.ru