Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): БОРОДИНА СВЕТЛАНА Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2021»  (декабрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 583
Показать PDF версию МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ)

Бородина Светлана Владимировна,
учитель начальных классов.
МБУ «Школа №32», г. Тольятти

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний»? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности. На параллели четвертых классов была проведена диагностика «Уровни мотивации учения» в декабре 2020г.

Ребятам были предложены вопросы и варианты ответов.

Что побуждает вас учиться?

Более трети четвероклассников понимают, что образование всегда пригодится в жизни, им нравится учиться, они увлечены многими предметами.

Как вы объясняете свое отношение к работе на уроках, при выполнении домашнего задания?

Более трети четвероклассников активно работают на важных для себя уроках, учение им доставляет удовольствие.

Как вы объясняете свое отношение к учению?

Считают учение своим долгом, наиболее важным своим делом в настоящий момент тоже около трети обучающихся.

Если бы ввели свободное посещение уроков, как часто вы пропускали бы уроки?

Радует, что при возможности не посещать уроки, более половины учащихся постарались бы прийти в школу. Видимо, это позитивные уроки пандемии и дистанционного обучения.

Какое значение имеет учение для вашего будущего?

Образование может пригодиться в жизни 72% обучающихся.

Какая учебная деятельность вам больше всего нравится?

Треть учащихся хочет выполнять только те задания, где всё понятно и не занимают много времени, но четверти всех опрошенных нравятся сложные задания.

Есть ли у вас интерес к учебным предметам?

Ребятам интересны те предметы, где достаточно много занимательных фактов, много нового, необычного.

Радует, что более трети учеников увлечены какими-то предметами и изучают их.

На дополнительные вопросы ребята ответили так, что больше любят выполнять задания творческого характера, почти треть стараются овладеть навыками учебной деятельности.

Позитивные итоги диагностики: выпускники 1-го уровня образования осознают значимость образования, хотят ходить в школу, более трети всех учеников позитивно настроены на обучение.

Вместе с тем, диагностика показала проблемы:

— Готовы выполнять такие задания, которые заставляют много думать, анализировать лишь 11% учащихся, а 38% не хотят тратить много сил и времени на обучение.

— Только 18% учащихся, встретившись с трудным заданием, стремятся самостоятельно с ним справиться.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что грамотно и умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учеников начальной школы к знаниям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый педагог использует, конечно, свои методы, формы и приёмы. Одним из важных средств решения этой проблемы является внеклассная работа.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.