Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Мотивационные аспекты в обучении иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Короткевич Светлана Викторовна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2023»  (октябрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 227
Показать PDF версию Мотивационные аспекты в обучении иностранному языку

Короткевич С. В.
ст. преподаватель кафедры ТиПАЯ,
ГГУ имени Ф. Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь

В современной психолого-педагогической литературе нет разногласий в том, что залог успешного выполнения деятельности и ее конечный результат напрямую зависит от потребностей и побуждений человека, т.е. от его мотивации. Мотивация считается одним из наиболее важных факторов, влияющих на результаты, а ее отсутствие или низкий уровень приводит к недостатку усилий и, в конечном счете, к отсутствию успеха в овладении иностранным языком. Высокая мотивация способствует развитию навыков критического мышления, повышению творческого подхода, мотивированные учащиеся способны адаптировать и применять изученный материал в новых ситуациях, они уверены в себе, ориентированы на достижение конкретной цели и способны на эксперименты.

Мотивацию можно определить, как субъективный процесс образования и формирования внутренних и внешних мотивов, который стимулирует, регулирует и организует деятельность по овладению иностранным языком, которая направлена на достижение образовательных, коммуникативных и иных целей в соответствии с социальными ценностями, интересами, ожиданиями и потребностями на современном этапе развития общества [1].

В психолого-педагогической литературе встречается множество рекомендаций преподавателям по поддержанию мотивации. Первое, что может сделать учитель — это предоставить учащимся право контроля и автономии в отношении того, что происходит в классе, предоставить учащимся возможность самим решать, за какой тип задания они возьмутся, тем самым сохраняя их интерес и мотивацию.

Учителю следует практиковать развитие установки на достижение успеха. Объяснять учащемуся, что его неудачи это всего лишь временные трудности и со временем и приложив усилия он сможет с ними справиться.

Необходимо поощрять самоэффективность. Чувство компетентности усиливается за счет оптимизации и посильности задач, которые должны быть сложнее текущей способности ученика работать самостоятельно, но при этом достаточно просты, чтобы ученик мог не отстать от группы. По мере освоения навыка, учитель постепенно снижает свою поддержку, тем самым усложняя задачу. Такое постепенное снижение поддержки в сочетании с положительным подкреплением дает ощущение компетентности и уверенности в собственных силах, что в дальнейшем приводит к повышению мотивации.

Без сомнения, уверенность в собственной компетентности очень значима и учащиеся часто опираются на то, как их оценивает учитель. Таким образом, правильная оценка учителя усилий учащихся способствуют формированию уверенности, а также выступает средством мониторинга прогресса ученика. Угрозы, негативные комментарии и оценки, жесткие рамки и сроки, как правило, ослабляют мотивацию. Следует также очень внимательно изучить мотивационные аспекты выставления оценок. Оценки, рейтинги и т.д. часто выступают демотиваторами при неправильном подходе.

Мотивация на успех и признание потенциальных рисков способствует поддержанию мотивации. Учащиеся, которые верят, что смогут добиться успеха, с большей вероятностью достигнут своих целей. Однако важно, чтобы они учитывали, что неудачи являются совершенно нормальным процессом любой деятельности и важно учиться делать из этого правильные выводы и исправлять ошибки. Ученики могут испытывать разочарование при неудачах, ошибочно полагая, что легко добьются успеха и часто не хотят обращается за помощью по ряду причин и в итоге, теряют интерес и мотивацию. Одна фраза, которая может оказаться полезной, когда учащиеся теряют мотивацию к выполнению трудной задачи, звучит так: «Это что-то новое, это сложно, и если вы ошибетесь, то задача состоит в том, чтобы просто выяснить, почему это произошло, и продолжить работать дальше».

Минимизируйте конкуренцию. Часто конкуренция в группе имеет тенденцию снижать мотивацию. Если успешный ученик соревнуется с ученикм, который испытывает трудности, последний может почувствовать бесполезность своих попыток. Но не следует полностью исключать элемент конкуренции из обучения, а подойти к организации с мотивационной установкой. Сильным учащимся дать возможность преуспеть в более сложных заданиях, а слабые смогут проявить себя в выполнении посильных задач.

Следует уделить внимание обучению правильному целеполаганию. Постепенное повышение сложности поддерживает интерес, любопытство и веру в собственные силы. Поддержка и положительная оценка учителя поощряет к развитию и движению вперед, а не ставить цель получения отметки. Цели, которые начинаются с «выучить...», «понять...» или «освоить...определенный навык», поддерживают ориентацию на достижение.

Учителю следует минимизировать факторы, влияющие на снижение мотивации. Среди которых наиболее важными являются: педагогическая деятельность самого педагога, проблемы, связанные методическим обеспечением процесса преподавания и психологические особенности личности учащегося.

Периодическая оценка преподавателем уровня и типа мотивации учащихся служит двойной цели: информировать учителя об успехах и благополучии учащихся, а также побуждать учащихся практиковать оценку собственного прогресса.

Таким образом, современному учителю необходимо иметь представление о многообразии мотивационной сферы учащихся, а также знать различные способы и приемы, при помощи которых можно повлиять на мотивацию учащихся и способствовать формированию устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.

Литература

  1. Готлиб Д. Л. Овладение иностранным языком в основной школе: проблемы мотивации // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ovladenie-inostrannym-yazykom-v-osnovnoy-shkole-problemy-motivatsii (дата обращения: 25.10.2023).