Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Монополии в экономике Российской Федерации и их государственное регулирование

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Колыванцев Сергей Сергеевич
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2024»  (октябрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 88
Показать PDF версию Монополии в экономике Российской Федерации и их государственное регулирование

Колыванцев Сергей Сергеевич
учащийся 11 класса
МБОУ Одинцовская гимназия №11

Аннотация: В статье на основе исследований ставится цель: понять и проанализировать структуру монополизации рынка, вредна ли она или нет. Важно изучить понятия монополии и монопольной власти, охарактеризовать виды монополий и их особенности, исследовать причины возникновения монополий, найти и изучить монополии в экономике РФ и других стран

Ключевые слова: монополия, кризис, конкуренция, рынок, монопольная власть

Monopolies in the economy of the Russian Federation and their state regulation

Kolyvantsev Sergey Sergeevich

Abstract: Based on research, the article aims to understand and analyze the structure of market monopolization, whether it is harmful or not. It is important to study the concepts of monopoly and monopoly power, to characterize the types of monopolies and their features, to investigate the causes of monopolies, to find and study monopolies in the economy of the Russian Federation and other countries

Keywords: monopoly, crisis, competition, market, monopoly power

Введение

В отличие от традиционной и плановой систем основными субъектами взаимодействия на рынке являются продавец и покупатель. Однако в современной рыночной системе государственные органы продолжают вмешиваться в деятельность организаций бизнеса, хотя и в минимальной степени. Цены определяются на основе баланса спроса и предложения, а конкуренция между продавцами свободна. И продавец, и покупатель стремятся максимально использовать друг друга. Продавец определяет максимально выгодную цену, по которой он может продать необходимое количество продукции. Покупатель хочет получить желаемое количество по минимально возможной цене.

Цены устанавливаются на основе баланса спроса и предложения, а конкуренция между продавцами свободна. И продавец, и покупатель стремятся получить максимальную отдачу друг от друга. Продавец определяет максимально выгодную цену, по которой он может продать необходимое количество товара. Клиент хочет получить желаемое количество по минимально возможной цене. В условиях монополизации производитель получает возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию. Это делается путем воздействия (занижения или завышения) уровня цен и изменения уровня производства.

Кроме того, могут возникнуть препятствия перед выходом на рынок других хозяйственных обществ. Расширение масштабов производства и регулирование количества предложения с помощью рыночных цен, устанавливаемых монополистом, является одним из первых проявлений неконкурентной ситуации. Она приносит прибыль монополисту и лишает потребителя свободы выбора товаров и цен. Конкуренция несовершенна на рынках, где производители могут влиять на рыночную цену вверх или вниз.

В условиях несовершенной рыночной конкуренции одна из внедорожных гонок не генерируется компьютером. На большинстве реальных рынков большинство товаров предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая доминирующее положение на рынке, могут влиять на условия cбыта, в том числе на цены.

Цель исследования

Понять и проанализировать cтруктуру монополизации рынка, вредна ли она или нет.

Теоретическая часть

Достоинства монополии заключаются в следующем:

Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия. Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам. Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров. Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно: отсутствию стимула развивать новые технологии; дефициту продукции; не эффективному расходованию ресурсов; не справедливому распределению доходов. Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира..

Результаты исследований

Я провёл следующие исследования монопольного рынка в России:

Монополии в области добычи нефти и газа в России.

(Естественные монополии).Газпром-64%рынка.Вертикально интегрированные компании −14 % рынка, независимые компании −10 % рынка, Новатэк — 8 %.

По данным статистики мы можем увидеть лидирующие компании в этом сегменте. Лидирующую строчку в данном сегменте занимает Газпром (естественная и государственная монополия). Далее идут Вертикально интегрированные компании, которые занимаются техническим процессом. На данном рынке частные компании занимают только около 10%. (Рисунок 1)

Что касается добычи газа, в 2022 г. она составила 412,6 млрд. м3. В страны дальнего зарубежья Газпром поставил 100,9 млрд. м3 газа.
Напомню, что предварительные производственные результаты Газпрома А.Миллер огласил в ходе предновогоднего селектора 28 декабря 2022 г.
Тогда А. Миллер сообщил, что Газпром в 2022 г. добудет 412,6 млрд. м3 газа, 243,1 млрд. м3 газа поставлено из ГТС Газпрома российским потребителям, 100,9 млрд. м3 газа — в страны дальнего зарубежья. В страны дальнего зарубежья Газпром экспортировал 185,1 млрд. куб. м газа — на 5,8 млрд. куб. м больше, чем в 2021 году. Результат 2022 года занял четвертую строчку среди исторических рекордов компании. Отмечу, что закупку российского трубопроводного газа нарастили 15 стран. Из этого, мы можем сделать вывод, что государство помогает и ограничивает естественные монополии законодательным барьером. Так же монополии могут приносить пользу стране, как во внешней торговле, так и на внутреннем рынке.

Выводы

Наконец, хотелось бы отметить, что монополии не всегда негативно влияют на экономику. Своей конкуренцией крупные компании-монополисты поощряют друг друга не повышать качество товаров, что выгодно потребителю. Также хочу отметить, что госмонополии имеют большое влияние на рынок из-за правовых ограничений. Однако не менее важно технологическое развитие компании, благодаря этому компании могут оттеснить конкурентов и занять место на рынке.

Список литературы

1. Большая Российская энциклопедия: официальный сайт. — URL: https://bigenc.ru/economics (Дата обращения: 27.12.2021). — Текст: электронный.

2. Совкомблог: Что такое монополия в экономике и что регулирует антимонопольное законодательство-https://sovcombank.ru/blog/umnii-potrebitel (Дата обращения: 28.12.2022)- Текст: электронный.

3. Коммерсант: Заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский о реформе регулирования госмонополий — https://www.kommersant.ru/doc/3929828 (Дата обращения: 11.01.2023)-Текст электронный

4. Секрет фирмы: энциклопедия — сайт. — URL: https://secretmag.ru/amp/enciklopediya/chto-takoe-konsolidaciya-rynka-obyasnyaem-prostymi-slovami.ht... (Дата обращения: 21.01.2022). — Текст: электронный.


Рис.1. Опрос