Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Модели налогового консультирования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ковалева Ирина Николаевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №6 2022»  (июнь, 2022)
Количество просмотров статьи: 164
Показать PDF версию Модели налогового консультирования

Ковалева Ирина Николаевна
Аспирант МФЮА, Россия, г. Москва
E-mail: irina_kovaleva_75@list.ru

Научный руководитель: Бусуёк Наталья Александровна,
канд. экон. наук, доцент
Россия, г. Москва

Аннотация. Налоговое консультирование является относительно новым веянием, следовательно, данный вид консалтинга имеет свои трудности и проблемы, которые в принципе, закономерны. Этот сегмент рынка услуг только начинает развиваться в России.

В зависимости от роли и степени участия налогового консультанта и заказчика консультационных услуг в проекте можно выделить пять моделей налогового консультирования.

Ключевые слова. Налоговое консультирование, консультант, модель, налог.

Представим модели налогового консультирования:

— экспертная модель;

— проектная модель;

— процессная модель;

— обучающая модель;

— комплексная модель.

Экспертную модель налогового консультирования можно представить в виде схемы «вопрос-ответ». Эта модель предполагает постановку консультантом проблемы и разработку возможных вариантов ее решения.

Налоговый консультант выступает в роли эксперта, то есть лица более узко квалифицированного, при этом консультант — эксперт только лишь вырабатывает и предлагает свое суждении по тому или иному вопросу.

Внедрением данного суждения занимается клиент самостоятельно. При этом значительно важным в экспертной модели налогового консультирования остается квалифицированное изложение клиентом проблематики, так как разъяснения налогового консультанта будут основываться на том видении проблемы, которое предоставил ему клиент.

Экспертная модель налогового консультирования реализуется в процессе предоставления разовых или регулярных устных консультаций, письменных консультаций, аналитической работы.

В случае реализации экспертной модели налогового консультирования обычно заключается договор на разовую консультацию.

Главный плюс экспертной модели налогового консультирования — это экономичность использования временных затрат как для организации, так и для консультанта.

В случае, когда клиент обладает недостаточными компетенциями для внедрения выработанного решения или разработка решения представляет собой сложную многоплановую задачу, применяется проектная модель налогового консультирования.

Проектная модель налогового консультирования, заключает в том, что консультант не только предлагает решение какой-либо ситуации, но и берет на себя ответственность за его разработку и внедрение.

Важным отличием проектной модели является участие консультанта в диагностике проблемы, в связи с чем исключается вероятность неправильного восприятия консультантом изучаемого вопроса, а так же появляется возможность скорректировать неправильное представление клиента о той или иной проблеме.

Проектная модель — это возможность детально подойти к рассмотрению проблемы.

Процессная модель налогового консультирования представляет собой нечто общее между экспертной и проектной моделями.

В данной модели налоговый консультант не выделяется как «ведущее» лицо, так как специфика модели предполагает совместную взаимосвязанную и взаимодополняющую работу клиента и налогового консультанта.

Указанная модель реализуется при осуществлении крупных проектов. Налоговый консультант выступает в рассматриваемом процессе не как эксперт, а как партнер.

В процессной модели — на всех этапах консультант и клиент пользуются ресурсами друг друга.

Обучающая модель налогового консультирования предполагает проведение семинаров и прочих мероприятий, отвечающих целям разъяснения интересующей проблематики.

Консультант в данной модели выступает лицом, которое передает свои знания, умения, методики и т.п. Итоговой целью применения данной модели является возможность самостоятельного решения задач клиентами такого же уровня сложности, как были изучены в ходе обучающих мероприятий.

Обучающее консультирование — может включать следующие элементы:

— стандартная программа. Предприятие выбирает семинары, деловые игры, тренинги и т.п. из предлагаемого консультантом перечня;

— специально адаптированная программа. Проблематика определяется предприятием, а консультант разрабатывает программу и выбирает форму учебных мероприятий;

— специально сформированная группа. Консультант проводит специальные мероприятия по формированию учебной группы: разрабатывает требования к участникам учебной группы, проводит отбор, использую специальные методы: анкетирование, собеседование, деловые игры, обсуждение с руководителями и т.д.;

— подготовка участников к групповой работе. Для повышения эффективности и результатов учебных мероприятий, особенно направленных на решение практических задач бизнеса и связанных с обсуждением и поиском решений, консультант проводит специальные тренинги по развитию коммуникативных навыков, навыков принятия коллективных решений у учебной группы;

— обучение методикам и инструментарию решения задач. Задача консультанта — передать умения и навыки использования собственного инструментария и технологий специалистами предприятия таким образом, чтобы в его отсутствие они бы могли самостоятельно решать задачи такого же уровня сложности;

— полное погружение участников в проблематику. Проводится для того, чтобы в максимально сжатые сроки учебная группа освоила минимально необходимый объем информации, решила поставленные задачи или выработала необходимые решения.

В настоящий момент наиболее распространенной является комплексная модель налогового консультирования. По мнению Башкировой Н.Н. «данная модель позволяет снять различия и ограничения экспертного, процессного, проектного и обучающего консультирования и добиться максимального эффекта от сотрудничества клиента и консультанта» [1, с. 84].

Список литературы

1. Башкирова, Н.Н. Основы налогового консультирования: учебное пособие/ Н.Н. Башкирова, Е.Б. Сугробова. — М.: Магистр, 2019 −176 с.