Евразийский
научный
журнал

Модель формирования универсальных учебных действий на уроке

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зыбанова Татьяна Павловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1710
Показать PDF версию Модель формирования универсальных учебных действий на уроке

Зыбанова Татьяна Павловнa
E-mail: Svetlana.zajtseva69@yandex.ru

Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. Непосредственная подготовка учителя к уроку включает составление конспекта урока. После обозначения темы в конспекте урока обозначается его цели и задачи. Цели урока следует выводить из заданных в Стандарте планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выделяют следующие три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей:

1. Цели ориентиры. Это такие общие цели образования как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей.

2. Цели, относящиеся к основному изучаемому материалу. Таким образом, каждый современный урок в качестве целей должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было бы легко проверить. «Проверяться будет только то, что школьник действительно умеет» — было записано в одном из вариантов проекта Стандарта.

3. Определение целей, касающиеся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний, умений. Эти цели отрабатывается не со всеми учениками, и требуют реализации индивидуального подхода.

Важно, чтобы цели урока и соответственно их содержание охватывали весь перечень планируемых результатов, обозначенных в приложении к стандарту. При отражении в планируемых достижениях УУД приходится учитывать программу формирования УУД по годам обучения.

Последовательность действий в этом случае может быть следующей:

1. Определить тему урока по тематическому планированию, ознакомиться с материалами учебника, методических пособий.

2. Определить на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока и, исходя из этого, сформулировать цель урока.

3. Определить, какие действия следует включить в содержание урока для того, чтобы способствовать формированию означенного в «планируемых результатах» общего умения и обозначить их в качестве предметных «планируемых достижений».

4. Выделить из программы формирования УУД действия, формируемые на данном этапе обучения и ввести их в качестве планируемых достижений; определить, какие еще УУД можно формировать на этом уроке и включить их в перечень планируемых достижений.

Универсальные учебные действия. Как включить их в содержание урока?

В «Школе 2100» предлагается следующая последовательность формирования умения:

1 класс — необходимый уровень: учиться работать по предложенному плану.

2 класс — необходимый уровень (для 1 класса это повышенный уровень): работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); учиться по ходу работы сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки совместно с учителем.

3-4 классы — необходимый уровень (для 2 класса это повышенный уровень): работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

3-4 классы — повышенный уровень: работая по составленному плану, использовать основные и дополнительные средства (справочная литература, средства ИТК); сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки по ходу работы с помощью учителя и самостоятельно.

Мультимедийные ресурсы помогают формировать универсальных учебных действий на уроках.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. В первом классе им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Во вторых — четвёртых классах ученик может определить соответствие своих знаний заявленному уровню и определить критерии, которым он не смог соответствовать в том или ином виде деятельности.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать — создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:

обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества.