Евразийский
научный
журнал

Модель эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов учреждения среднего профессионального образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 1792
Показать PDF версию Модель эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов учреждения среднего профессионального образования

Карелова Р.А., преподаватель Нижнетагильского горно-металлургического колледжа имени Е.А. и М.Е. Черепановых

 

Model experiment formation of readiness for professional mobility students secondary vocational education


Аннотация. В статье представлена модель организации педагогического эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов учреждения среднего профессионального образования. В модели описано содержание трех этапов, указаны функции, задачи и результаты каждого из них.

Ключевые слова: модель эксперимента, готовность к профессиональной мобильности, студенты колледжа.

Annotation. The article presents a model of the organization of pedagogical experiment on formation of readiness for professional mobility at students of secondary vocational education institutions. The model describes the content of the three stages, listed features, objectives and results of each of them.

Keywords: experimental model, readiness for professional mobility, college students.

При проведении педагогических экспериментов, необходимых для отбора оптимальных путей совершенствования процесса подготовки специалистов для различных сфер экономики, происходит целенаправленное вмешательство в образовательных процесс учебного заведения. Такое вмешательство осуществляется через внедрение разработанных исследователем моделей и условий их эффективного функционирования. Кроме этого производится фиксация изменений в изучаемых качествах или свойствах изучаемых объектов.

Сложные, многоаспектные процессы требуют особого внимания не только при изучении их структуры, но и при организации экспериментальной проверки тех или иных гипотез по их наиболее эффективному протеканию.

Так, например, готовность к профессиональной мобильности студентов учреждения среднего профессионального образования является сложным, интегративным качеством личности обучающегося, и процесс экспериментальной проверки условий ее формирования должен быть тщательно спланирован.

В рамках нашего исследования, на основании анализа особенностей контингента, содержания и организации образовательного процесса в учреждениях СПО, был построен комплекс моделей формирования готовности к профессиональной мобильности у студентов. В этот комплекс вошли компетентностная, процессная и структурно-функциональные модели. Согласно разработанному комплексу, работа по формированию исследуемого качества должна осуществляться на протяжении всего периода освоения обучающимися профессии.

Для наглядности была разработана модель педагогического эксперимента по формированию готовности студентов колледжа к профессиональной мобильности, которая представлена на рисунке 1. Моделирование в педагогике активно применяется как средство решения теоретических и практических задач. Сущность моделирования, как метода познания (в том числе и в педагогике) заключается в замене изучаемого объекта моделью (объектом заместителем), в которой содержатся существенные черты, свойства, отношения объекта оригинала [2, с.12]. При этом изучение модели позволяет получить новую информацию об изучаемом объекте [1, с.23].

Как видно из модели, эксперимент осуществлялся, проходя три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий.

На этапе констатирующего эксперимента производилась диагностика исходного состояния предмета исследования, описывалось фактическое состояние разработанности рассматриваемой проблемы в педагогической практике, производилось планирование хода эксперимента. Этот этап выполняет организационную и диагностическую функции.

Задачами, решаемыми на этом этапе, стали разработка плана по организации эксперимента (в том числе выбор групп студентов, участвующих в эксперименте) и диагностического инструментария для определения уровня сформированности готовности студентов колледжа к профессиональной мобильности; а также определение начального уровня сформированности готовности к профессиональной мобильности у студентов, участвующих в экспериментальной работе.

Рисунок 1 – Модель педагогического эксперимента по формированию готовности к профессиональной мобильности у студентов колледжа

Результатом прохождения констатирующего этапа экспериментальной работы становится вывод о целесообразности внесения в педагогический процесс изменений с целью формирования готовности у студентов к профессиональной мобильности.

В учреждениях среднего профессионального образования довольно редко набираются несколько групп для обучения по одной и той же специальности. По этой причине на рисунке, иллюстрирующем модель эксперимента, взаимодействие в рамках исследования с контрольной группой осуществляется раньше, чем с экспериментальной (раньше на один учебный год). Конечно же, возможна схема проведения эксперимента, когда контрольная и экспериментальная подгруппы выделяются из одной учебной группы студентов, однако, для нашего исследования такая схема не выглядит эффективной, так как значительно уменьшает количество исследуемых объектов и не позволяет образовательный процесс одной подгруппы ввести комплекс моделей, а другой подгруппы ─ нет.

На этапе формирующего эксперимента изучалась динамика процесса формирования готовности студентов к профессиональной мобильности в результате преобразования образовательного процессе при помощи разработанной модели. Ввиду этого этап выполняет преимущественно преобразующую функцию.

На этом этапе в образовательный процесс был внедрен комплекс моделей и условия его эффективного функционирования, были зафиксированы изменения, происходящие в уровнях сформированности исследуемого феномена.

Здесь обратим особое внимание на организацию итоговой оценки уровней сформированности готовности к профессиональной мобильности у студентов.

Процесс прохождения студентами практики на реальных предприятиях, хоть и не является полноценной профессиональной деятельностью (по объективным причинам), но максимально к ней приближен. Готовность к профессиональной мобильности у будущих специалистов со средним профессиональным образованием возможно оценить при погружении их в условия, требующие проявления этой самой готовности. Такими условиями могут стать изменение средств, технологий осуществления профессиональной деятельности, смена заданий, коллектива.

В рамках прохождения практики по профилю специальности на предприятиях города и области для студентов были созданы условия, требующие проявления их готовности к профессиональной мобильности. А именно: студенты были перемещены на другие площадки для продолжения практики, что обусловило необходимость работы в новом коллективе, с новыми средствами, технологиями или даже объектами труда в рамках профессиональной деятельности.

Результатом формирующего этапа эксперимента стали: определенная динамика уровня сформированности готовности студентов к профессиональной мобильности, методические рекомендации по формированию готовности студентов к профессиональной мобильности.

На этапе обобщения проводился анализ полученных результатов, были сформулированы выводы по результатам эксперимента.

Полученные на предыдущем этапе результаты были обработаны и проанализированы с помощью методов математической статистики, что позволило сделать вывод о целесообразности и эффективности внедрения разработанных моделей и педагогических условий их успешного функционирования в образовательный процесс учреждения среднего профессионального образования. Это, в свою очередь, послужило основой для внедрения результатов работы в практику подготовки специалистов в колледже через утверждение специально ориентированной Программы формирования готовности к профессиональной мобильности.

Выше была описана модель организации экспериментальной работы по формированию у студентов колледжа готовности к профессиональной мобильности. Подробная визуализация содержания каждого из трех этапов позволяет спланировать и реализовать деятельность преподавателей, принявших участие в эксперименте.

Подобная модель может найти свое применение и для организации экспериментов другой направленности, работа над которыми требует введения в образовательный процесс теоретически обоснованных моделей, выбора диагностического аппарата, мониторинга и фиксации изменений в исследуемых феноменах.

 

Список литературы

1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: пер. с нем / К. Ингенкамп.- М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

2. Основы внутришкольного управления / под ред. П. В. Худоминского. — М.: Педагогика, 1987. — 168 с.