Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Мельникова Наталья Игоревна
Студентка УлГТУ, Россия, г. Ульяновск
E-mail:melnikova.natasha.1@mail.ru
Научный руководитель: Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна
Мода – феномен, требующий своего изучения с точки зрения идентификационных механизмов.
Мода изменяется и отражает изменения в труде, социальной жизни, вкусах и потребностях. В соответствии с изменением социальных ролей мужчин и женщин изменяются и модные тренды. По сути, мода фактически отражает процессы, происходящие в обществе, – и материальные, и духовные. С другой стороны, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств.
Объектом нашего исследования является мода как способ идентификации человека с определенной группой. Идентификация-установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков.
Мода, безусловно, имеет большое влияние на молодежь. Достаточно вспомнить популярных в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». В настоящее время существуют различные субкультуры. На улицах мы можем встретить эмо, готов, панков, скинхедов, гопников, фриков. Каждая субкультура имеет свою модель поведения, стиль одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения. Мода для молодежи – это способ быстрой и эффективной идентификации: свой-чужой. Мода представляет собой динамичную смену культурных образцов массового поведения и потребительских моделей, играющих роль символов, обозначаемых как социальный статус и престиж. С помощью моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения, социальные образы вещей.
Моде присуща тенденция к постоянному движению и инновациям, что инициируется ее главными атрибутивными свойствами – новизной и подражательностью. Наиболее благоприятные условия для этого создаются в условиях общества массового потребления. При этом заметим, что, играя роль регулятора социального поведения индивидов и групп, мода сама может выступать как форма социального действия и поведения. Мода нередко может становиться инструментом управления людей, их поведением. И чтобы не стать жертвой манипуляций тех, кто использует моду как инструмент управления людьми, важно развиваться духовно, развивать рефлексивное критическое отношение ко всему активно навязываемому.
Научный руководитель – канд. пед. наук, доцент Г. М. Шигабетдинова.