Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Многофункциональность компьютера при обучении иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): ГУД ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛОВНА
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2021»  (ноябрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 632
Показать PDF версию Многофункциональность компьютера при обучении иностранному языку

Гуд Валентина Гавриловна
ст. преподаватель
E-mail: gud_valentina@mail.ru

Вильковская Елена Владимировна
преподаватель

кафедра теории и практики английского языка
УО «ГГУ им Ф. Скорины»
г.Гомель, Беларусь

В современном информационно-глобализованном мире компьютер и компьютерные технологии играют неоценимую роль в процессе обучения иноязычной речевой деятельности, да и иностранным языкам в целом.

В методической литературе существует два направления применения компьютеров и компьютерных программ в обучающем процессе. Согласно первому направлению компьютер используется для компьютерной поддержки, в качестве дополнительного средства при традиционных формах обучении. В этом случае персональный компьютер может применяться учителем в течение урока иностранного языка для решения дидактических задач, связанных с предъявлением информации в различных формах (аудиотексты, видеоролики; фрагменты учебных фильмов); формированием у учащихся знаний и умений по предмету; контролем и оценкой результатов обучения (лексико-грамматические тесты); организацией разных форм обучения (индивидуальной, групповой, фронтальной). И вторая обширная область применения компьютера — обучение, реализуемое только с помощью компьютера и компьютерных программ.

Однако применение компьютера на уроках иностранного языка не является самоцелью, а довольно успешным и методически эффективным инструментом, обеспечивающим формирование, развитие и контроль иноязычных умений и навыков. Но многие методисты рекомендуют применять компьютерные технологии и мультимедийные обучающие программы не на каждом уроке, а дозировано, например, при введении новой темы (новой лексики) или при ее завершении для осуществления контроля. Если брать во внимание весь спектр составляющих учебной деятельности, необходимо отметить, что компьютер на сегодняшний день — основной помощник учителя в подготовке дидактических материалов и организации внеклассной деятельности.

В последние годы появление новых информационных технологий привело к добавлению новых дидактических возможностей и новых функций информационных технологий, возникающих при взаимодействии всех участников образовательного процесса, включающих самого обучающегося, учителя и третьего участника — электронные источники информации. Третий участник такого взаимодействия, электронные источники информации (информационные ресурсы сети Интернет), порой содержат объединенный текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных иностранных языках. Однако для того, чтобы учащиеся могли разобраться в информации разного содержания, определить наиболее качественную информацию и эффективно использовать ее для образовательных целей и удовлетворения своих познавательных интересов, появилась необходимость в разработке специальных учебных интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. К учебным интернет-ресурсам относят хотлист, скрэпбук, трежахант, сабджектсэмпл и вебквест. Эти интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей.

Каковы же направления использования компьютера и компьютерных технологий в современной школе? В методической литературе выделяется ряд направлений, по которым учителя иностранного языка могут успешно и эффективно использовать компьютер и информационные компьютерные технологии:

1) Тестирование. С помощью тестов и онлайн-тестов можно проверить, как хорошо ученик знает тот или иной материал, насколько хорошо он усвоил грамматику, насколько обширен его словарный запас.

2) Уроки-видеопрезентации. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

3) Проектная деятельность. Помимо огромного потенциала, который несет в себе метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов в процессе проектной деятельности школьников.

Таким образом, в современной методике преподавания иностранных языков компьютер представляется как многофункциональное средство с набором функций, которые успешно реализуются в учебном процессе. Так, компьютер рассматривается учителем, прежде всего, как средство тренировки приобретенных фонетических, лексических и грамматических навыков; средство индивидуализации и дифференциации обучения; средство коммуникации с носителями языка и в качестве партнера по коммуникации. С другой стороны, компьютер — средство обработки и хранения информации; техническое средство организации самостоятельного обучения учащихся и др. Но в целом, все функции, которые компьютер выполняет в обучении иностранным языкам, можно условно объединить в две большие группы. Первая группа — это функции, при реализации которых компьютер выполняет роль преподавателя и репетитора, и вторая группа представлена функциями, при реализации которых компьютер выступает в качестве инструмента иноязычной деятельности.

Итак, рассмотрев многофункциональность компьютера в процессе обучения иностранному языку, можно сделать выводы, что:

— при методически грамотной и правильной организации учебного процесса у учащихся появляется сознательное отношение к учебе. Если при использовании традиционных форм и методов проведения уроков учащиеся выступают пассивными участниками учебного процесса, то при введении компьютера и компьютерных технологий, учащиеся превращаются в активных участников процесса обучения;

— урок с использованием компьютерных технологий обеспечивает участие всех учащихся (при наличии необходимого количества персональных компьютеров), сохраняя при этом атмосферу доброжелательности и спокойствия;

— использование компьютера и информационных компьютерных программ дает возможность успешно применять индивидуализацию и дифференциацию обучения, предлагая учащимся разноуровневые задания, а также упражнения соответствующие их способностям;

— компьютер выступает мощным средством формирования и развития мотивации на уроках иностранного языка, учитывая большой интерес учащихся к информационным технологиям;

— компьютер оптимизирует учебный процесс, выступая в роли и преподавателя и в роли инструмента деятельности.