Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Международно-правовое регулирование недропользования на акваториях Мирового океана

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Приказчикова Ольга Владимировна, Казаева Светлана Андреевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2692
Показать PDF версию Международно-правовое регулирование недропользования на акваториях Мирового океана

Приказчикова Ольга Владимировна
к. ист. н., кафедра ОПДиП ФГСН,
Казаева Светлана Андреевна
– студентка ГГФ,
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования рационального и экологически безопасного недропользования на акваториях Мирового океана.

Ключевые слова: недропользование, экология, правовой режим, шельф.

Abstract. The article considers issues of legal regulation of the rational and environmentally safe use of the subsoil in the waters of the World ocean.

Keywords: subsoil, environment, legal regime of the continental shelf.

В настоящее время нефть и газ являются основными источниками энергии. Однако действующие месторождения постепенно истощаются, и возникает потребность стабилизировать добычу для будущих поколений. В связи с этим в последние годы поиск новых залежей производится на шельфе, уже треть мировой добычи углеводородов приходится на континентальный шельф. Несмотря на тяжелые условия, огромные толщи льда Северных морей, морское побережье осваивают многие страны, считая, что это приведет к созданию совершенно новой, крупнейшей ресурсной базы газо- и нефтеснабжения планетарного значения.

Углеводородное сырье обеспечивает 24% ВВП России, обеспечивая почти половину доходов от экспорта. В рыночной экономике государство не имеет права диктовать условия предприятиям с негосударственной формой собственности. Но тогда возникает парадокс: с одной стороны, государство обязано обеспечить нормальные условия жизни для всех своих граждан, а с другой - оно теряет возможность контролировать производство [1].

Страны, имеющие контроль над нефтяными месторождениям более стабильны экономически, тем не менее, основные месторождения нефти и газа на суше уже выработаны, а некоторые совершенно истощены. Поэтому вновь актуальным становится вопрос развития современной энергетики, здесь можно обозначить два основных направления:

1) поиск и разведка новых районов нефтегазоносности;

2) поиск и использование альтернативных, возобновляемых и экологически чистых энергетических источников.

Поиск альтернативных источников активно ведется, но на сегодня, ни один из них не сможет конкурировать с классической ТЭЦ. Освоение прибрежья Российской Федерации - проект необходимый для обеспечения будущего государства! Первой страной, подавшей заявку в Комиссию в 2001 г. по вопросу расширения территории арктического шельфа, была наша. В результате в 2002 г. на заседании в штаб-квартире ООН Комиссия дала согласие на  участки морского дна в зонах Баренцева, Берингова и Охотского морей. На этот участок арктического побережья также претендовали  такие страны как Дания, Канада, Норвегия, и США.

В этой связи активно развивается российский и международный правовой механизм регулирования рационального и экологически безопасного недропользования на акваториях Мирового океана. Еще в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. были четко закреплены понятие «шельфа» и его «правовой режим». Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств [2].

В связи с развитием науки и техники, добыча ресурсов стала возможной на значительных глубинах и возникла необходимость в усовершенствовании законодательства по этому вопросу. В результате была принята Конвенция ООН по морскому праву в 1982 г., в которой представители государств приняли решение об уточнении внешней границы в соответствии со строением континента, а также установили юридическую систему определения окраины шельфа. Так Конвенции ООН 1982 г. по данному определению слову «шельф» можно сделать вывод, что существует три варианта, для того чтобы установить пределы континента, зависящие от удаленности подводной окраины материка. Если шельф прилегает сразу к территориям двух и более государств, то граница проходит по их общему согласию [3].

Нередко проблема раздела акваторий вызывает споры между странами, например: спор между Ираном, Ираком, Кувейтом за шельф Персидского залива, греко-турецкий спор о делимитации континентального шельфа Эгейского моря в середине 1970-х годов и другие. Поэтому в рамках Конвенции ООН по морскому праву учреждены специальные органы, обеспечивающие мирное урегулирование конфликтных ситуаций: Международный орган по морскому дну, Комиссия по границам континентального шельфа, Международный трибунал по морскому праву.

Для России шельф имеет огромное стратегическое значение. Российский континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка и по официальным данным Министерства природных ресурсов РФ, его площадь более 6 млн. км2, что соответствует 1/5 площади шельфа (http://haa.su/GtI/) Мирового океана (http://haa.su/GtJ/) [4].

Более 10 лет потребовалось РФ, чтобы провести крупные геолого-геофизические изыскания в Северном Ледовитом океане по геологии поднятия Менделеева и хребта Ломоносова, проводя уникальные экспедиции по разведке всех уровней, используя новейшие научно-исследовательские суда. Исследования в результате увенчались успехом, было доказано континентальное происхождение этих структур, помимо этого правительство РФ урегулировало разногласия с Данией, Канадой и США, которые в настоящее время больше не противоречат рассмотрению заявки Комиссией ООН.

Говоря о перспективах освоения шельфа в будущем, остро встаёт вопрос об экологии Мирового океана. На воде розлив  нефти  особенно опасен,  делая ее непригодной для жизни живых организмов.

В мире известно немалое количество аварий, экологические последствия которых непредсказуемы: в проливе Санта-Барбара вылилось около 6 тыс. баррелей  при бурении скважины. Другая  крупнейшая авария  нефтяного танкера Exxon Valdez в 1989 г., который  налетел на риф, в результате в море попало более 260 тыс. баррелей нефти, был нанесен катастрофический урон природной экосистеме Аляски. Аварийные ситуации происходят также и на морских платформах, с которых производится бурение скважин и добыча углеводородов, например крупнейшая нефтяная техногенная катастрофа  в 2010 г. на нефтяной платформе Deepwater Horizon, приведшая к крупнейшему разливу  в истории. Большие потери принесла  авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon, когда в Мексиканский залив вылилось около 5 млн бар нефти, нефтяное пятно достигало по площади 75 тыс. км2.

Следует помнить, что ни  одно государство в отдельности, даже применяя самые строгие меры, не способно самостоятельно справиться с  угрозой экологической катастрофы, грозящей Мировому океану. Обеспечение стабильного и эффективного правового воздействия на процессы пользования недрами в целях оптимального сочетания экономических и экологических аспектов является сложной и своевременной задачей [5, с. 153]. Каждая стадия геолого-разведочного процесса представляет опасность для природных экосистем и жизни людей. Поэтому возникает острая необходимость  сотрудничества всех стран для принятия оптимальной стратегии, которая содержала бы в себе программу совместных действий в случае катастрофы и обеспечила бы экологическую безопасность при освоении новых залежей.

Список использованной литературы

  1. Приказчикова О.В., Борецкий С.В. Правовое вопросы добычи сланцевого газа в России  //  Евразийский научный журнал. № 5 май. 2016. - Санкт-Петербург, 2016. – С. 299-300.

  2. Конвенция о континентальном шельфе (Заключена в г. Женеве 29.04.1958 г.). Статья 2 // КонсультантПлюс: Высшая Школа. Вып. 23. 2015.

  3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г. Статья 76  // КонсультантПлюс: Высшая Школа. Вып. 23. 2015.

  4. ФЗ РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ, в ред. от 14.10.2014 г. Статья 1 // КонсультантПлюс: Высшая Школа. Вып. 23. 2015.

  5. Prikazchikova O., Kusherbaeva L. The mechanism of legal regulation of subsoil use in conditions of market economy // International scientific review. 2016. № 3(13). С.152-154.