Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Климова Ольга Кимовна
Трудности овладения орфографией обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.
Методы диагностики недостатков формирования орфографических навыков разрабатывались, исходя из представлений о психологических механизмах письма.
Тесты диагностики недостатков формирования орфографических навыков отбираются по принципу взаимосвязи друг с другом и направленности на системный анализ психических процессов, участвующих в процессе письма.
Цель диагностики недостатков формирования орфографических навыков – оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием:
Логопед готовит и передает учителю пакет диагностических материалов:
Учитель готовит на доске задания для предварительного разбора, раздает листы бумаги, проводит диагностику в соответствие с инструкцией. После завершения диагностики отдает все материалы логопеду, который производит анализ результатов диагностики по предлагаемой методике.
Результаты выполнения тестов оцениваются по системе штрафных баллов в соответствие с методикой. Оценивается только один показатель:
Тест 1 - правильное написание заглавных букв;
Тест 2 - правильное написание слов;
Тест 3 - исправление пяти ошибок;
Тест 4 – правильное соединение слогов в слова;
Тест 5 – правильное отграничение слов;
Тест 6 – правильное отграничение предложений друг от друга, написание большой буквы и точки;
Тест 7 – правильное списывание;
Тест 8 – правильное аккуратное написание букв.
Полученные за каждый тест баллы суммируются, и определяется общий балл, который характеризует уровень овладения письменной речью.
Критерии:
0 – 3,5 б. – письмо в норме;
4 – 7,5 б. – проявления дисграфии, т.е. ошибки, не носящие стойкий специфический характер, но показывающие, что навык письма недостаточно сформирован;
8 б. и более – дисграфия, то есть наличие специфических ошибок, различной этиологии.
Необходимо произвести количественный и качественный анализ результатов диагностики письма. Поэтому, подсчитывается количество детей, имеющих письмо в норме, имеющих проявления дисграфии и дисграфию, в процентах. Эти данные записываются под таблицей рядом с критериями оценки.
Критерии оценки:
0-3,5 балла – письменная речь в норме - …%
4-7,5 баллов - проявления дисграфии - …%
8 и более - дисграфия - …%
Для выявления динамики развития речевых способностей, указывается количество (в процентах) учащихся, предрасположенных к дисграфии на начало учебного года (по результатам входной диагностики).
Качественный анализ заключается в том, чтобы определить характер нарушений письма и причину возникновения этих нарушений. Для этого необходимо обратиться к классификации дисграфий и их проявлений и соотнести с результатами письменной диагностики.
Таким образом, трудности овладения орфографией обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Методы диагностики недостатков формирования орфографических навыков разрабатывались, исходя из представлений о психологических механизмах письма. Тесты диагностики недостатков формирования орфографических навыков отбираются по принципу взаимосвязи друг с другом и направленности на системный анализ психических процессов, участвующих в процессе письма. Цель диагностики недостатков формирования орфографических навыков – оценить степень усвоения навыков письма, обусловленных развитием ребёнка: способности к символизации; фонемного анализа и синтеза; метаязыкового анализа и синтеза, то есть вычленения или объединения единиц речи.
Выбор методов, приёмов и упражнений обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Разные типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные правила. На сегодняшний день в логопедической практике существует достаточное количество методов, приёмов и упражнений обучения орфографии младших школьников с ФФНР.