Евразийский
научный
журнал

Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ и обучающимися по СИПР

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Воронина Наталья Ивановна, Лагутина Юлия Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2020»  (июль, 2020)
Количество просмотров статьи: 312
Показать PDF версию Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ и обучающимися по СИПР

Воронина Наталья Ивановна
Лагутина Юлия Сергеевна

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

При организации образования обучающихся в рамках требований образовательных стандартов ФГОСО УО (ИН) (II вариант) и ФГОС НОО ОВЗ (варианты 1.4, 3.4, 6.4, 8.4) предусмотрена разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР), нацеленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.

Ведущей целью реализации СИПР является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Так как методы и приемы обучения детей с ОВЗ выбираются специалистами самостоятельно, с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР, поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности в работе педагога.

Какие же методы и приёмы уместно использовать в работе с детьми с ОВЗ? Прежде всего, это:

— индивидуальный подход;

— предотвращение наступления утомления;

— активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их устной и письменную речь, формирование необходимых учебных навыков;

— проявление педагогического такта.

Эффективными приёмами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

-игровые ситуации;

-дидактические игры;

-игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться;

-психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

Активизировать и разнообразить деятельность детей с ОВЗ на уроке позволяют:

1.Использование сигнальных карточек.

2.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

3.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами (для развития слухового восприятия, внимания и памяти).

4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

5.Использование иллюстраций для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

6. Активные методы рефлексии.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ и дают возможность педагогу наиболее эффективно реализовать СИПР.

Литература:

  1. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно — развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. — 2002. — № 1. — с.77-83.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. — 128 с.
  3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. — С. 2006
  4. Методические рекомендации индивидуальной программы развития (СИПР) / Авторы-составители С.А Есина, Н.А. Чиркунова. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2016. 30 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/