Евразийский
научный
журнал

Методологические основы социально-педагогического партнерства ДОУ и семьи

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Усова Марина Станиславовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 1730
Показать PDF версию Методологические основы социально-педагогического партнерства ДОУ и семьи

Усова Марина Станиславовна,
Заместитель заведующей по учебно-методической работе
МКДОУ БГО Детского сада № 12 общеразвивающего вида
г. Борисоглебск Воронежской области.

В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном. В новом веке, в условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.

Поэтому необходимо признаться себе, что без активной и заинтересованной помощи родителей невозможно достичь таких высоких результатов образования дошкольника, которые заявлены в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования.

Основные показатели становления и развития отношений сотрудничества и партнерства между дошкольным учреждением и родителями [2, 4, 5]:

  • сплоченность;

  • ответственность;

  • коллективизм;

  • контактность;

  • открытость;

  • организованность;

  • информированность.

В современных условиях необходимо нарабатывать практику взаимодействия с родителями, как равноправных партнёров, включённых в педагогический процесс, решающих актуальные проблемы воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок – связующее звено в сотрудничестве ДОУ и семьи, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается единое образовательное пространство в целом и воспитательно-развивающий процесс в частности. В связи с этим целесообразно ключевым идеями всех форм и видов взаимодействия обозначить – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в общую команду, стимулирование потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В нашем дошкольном учреждении нами были выделены и разработаны следующие этапы в организации психолого-педагогической поддержки взаимодействия с родителями воспитанников:

1 этап – знакомство и создание родительского коллектива, с целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами.

2 этап – просветительства, ключевое назначение которого в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке.

3 этап – коммуникации и социализации. Результатом реализации данного этапа – изменение и сближение детско-родительской дистанции общения.

4 этап – индивидуализированного сотрудничества. В рамках данного этапа осуществляется совместное решение проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме.

5 этап – образовательного сотрудничества. Назначение этого этапа заключается в приобщении родителей к образовательной деятельности, вовлечение их непосредственно в образовательную деятельность ДОУ.

Процесс взаимодействия и партнерства педагогов и родителей позволяет:

  • стимулировать педагогов и родителей на сотрудничество в вопросах развития и воспитания детей, основанный на принципах взаимоуважения, взаимоответственности и взаимодоверия;

  • тесно контактировать с семьями, обеспечивая возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка;

  • укрепить внутрисемейные и межсемейные связи, позволяющие снизить родительскую тревожность и неуверенность в своих воспитательных действиях;

  • пересмотреть информационную политику в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом;

  • интенсифицировать и оптимизировать работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ;

  • реализовать единое образовательное пространство для развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.

Литература

  1. Алесандрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4 – С. 29–32.

  2. Арнаутова Е.П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве семьей // Наука о дошкольном детстве традиции и современность. – М., 2000. – С. 76–81.

  3. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. – М.,1990. – С. 625–630.

  4. Грибоедова (Симакова) Т.П. Компоненты и показатели образовательного потенциала семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и семья: проблемы индивидуализации», 20-21 апреля 2006 г. [материалы] / Под общ. ред. И.А. Хоменко. – СПб., 2006. – С. 97–104.

  5. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре: дис. канд. пед. наук : 13.00.01. – М.: ПроСофт-М, 2003. – 212 с.

  6. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 15–26.

  7. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства: Труды по социологии образования. Т. XVII. – М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – С. 24–38.