Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Методологические основы преподавания русского языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сафарова Замира Михлиевна, Дусенова Норжамол Бухарбаевна, Бектимирова Эльвира Ильдаровна, Рахманов Хусан Абдуватович, Абдинов Тоир
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 5469
Показать PDF версию Методологические основы преподавания русского языка

Сафарова Замира Михлиевна
старший преподаватель
регионального центра повышения квалификации
и переподготовки работников народного образования
при Термезском государственном университете,

Дусенова Норжамол Бухарбаевна
учительница русского языка и литературы
школы № 15 г.Термеза,

Бектимирова Эльвира Ильдаровна
учительница русского языка и литературы
школы № 7 г.Термез,

Рахманов Хусан Абдуватович
учитель русского языка и литературы
школы № 31 Ангорского района

Абдинов Тоир
учитель русского языка и литературы
школы № 29 Термезского района

Аннотация: Процесс обучения русскому языку представляет собой систему, которая включает цели, принципы, содержание, процесс обучения, методы и средства обучения, которые подробно нами будут рассмотрены в дальнейшем.

Ключевые слова: методика, русский язык, основа, преподавания, средства, цель

«Методика русского языка развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в опоре на их достижения. Учитель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом». Методика, как и педагогика, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определённые аспекты формирования личности: этим обусловлены её связи с другими науками. Философия обеспечивает методологические основы методики, понимания целей и задач обучения русскому языку.

Теория познания утверждает, что путь к истине проходит, этапы чувственного и рационального познания и завершается проверкой на практике. Рациональное познание осуществляется средствами языка, и всё огромное информационное богатство , накопленное человечеством и каждым отдельным народом, сохраняется и передаётся новым поколениям с помощью языковых единиц — слов, словосочетаний, предложений, текстов. «Усвоение языка — это связь времён, это овладение духовным наследством многих поколений».

Язык является совершенным средством познавательной деятельности. Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь. Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам и направленным на овладение речевыми умениями. Говорение и письмо — это устное и письменное выражение мысли. Поскольку рациональное познание опирается на познание чувственное, постольку и усвоение языка должно быть постоянно связано с реальностью: слово — с его денотатом, текст — с фактами жизни. Поскольку познание завершается проверкой на практике, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.

Язык тесно связан с сознанием и мышлением, так как мысль материализуется в речи, в языковых формах. С помощью грамматики мы формируем мысль, придаём ей чёткость и законченность. Система грамматических форм как бы упорядочивает наше мышление. Например, изучение видов сложного предложения не самоцель, а одно из средств совершенствования мысли, доведение её до высокого уровня стройности, чёткости, доказательности, последовательности.

Методика тесно связана с психологией, так как обе науки изучают развитие речи и мышления школьников, а также процессы восприятия учебного материала, его запоминания и воспроизведения. «В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов». Психология изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи — говорения и восприятия чужой мысли.

«В психологии раскрываются ступени учебных действий, выделяются их этапы: мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащегося». Психология помогает понять и оценить структуру деятельности учащихся, например, ступени решения грамматико-орфографической задачи (алгоритм) по проверке орфограммы.

В методике используются данные возрастной физиологии о допустимых умственных нагрузках учащихся. Многие психологи занимались непосредственным изучением процессов усвоения школьниками родного языка. Так, проблемами усвоения грамматики в школе занимались А.К. Маркова, С.Ф. Жуйков; орфографией, пунктуацией — Д.Н. Богоявленский, Г.Г. Граник; развитием речи учащихся — Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев.

«В последние десятилетия в методике русского языка стали использоваться психологические материалы по управлению умственной деятельностью учащихся; всё более актуальной становится проблема психологии общения школьников с компьютером» .

Методика тесно связана с дидактикой. Дидактика вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Вкурсах дидактики бывают представлены различные классификации методов. Могут быть названы методы репродуктивные, поисковые, проблемные.Некоторые дидакты называют методы лекционный, практический, метод упражнения, метод анализа или синтеза, дедуктивный, индуктивный, метод языкового анализа, коммуникативный метод, генетический (при изучении словообразования, например), метод решения орфографических задач (по проверке орфограмм), который может быть отнесён к числу поисковых методов и пр. Многие дидактические понятия и термины используются и в методике: урок, учебник, умения, цели обучения, воспитывающее обучение и др.Предметом преподавания — русский язык — обеспечивается теснейшая связь методики с языкознанием и его основными разделами.

«Язык — система, и изучение его в школе должно носить системный характер, т.е. все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии: работа над грамматическим значением слова требует его фонетического и словообразовательного анализа, точного понимания значения, сочетаемости с другими словами, слово включается в предложение и текст. Такой подход обеспечивает усвоение языка как единой функциональной системы».

Системный подход требует моделирования процесса обучения. Исходным моментом такого подхода служит модель «языковой личности». В её основу положен социальный заказ. Приступая к обучению школьников, учитель должен ясно представить себе, какие языковые умения, способности будет иметь молодой человек, прошедший нашу систему обучения.

Теория системного подхода как совокупность общепризнанных принципов и методов научного познания получила развитие в трудах таких учёных-методистов, как В.В. Бабайцева, Е.Ф. Глебова, А.Д. Дейкина, Н.Д. Десяева, Э.Д. Днепров, Л.Ю. Максимов, М.В. Панов, М.М. Разумовская, Н.М. Шанский и др.Значительные изменения в программах средней школы вызваны утверждением коммуникативного подхода в обучении русскому языку как родному. В программы были введены многие речеведческие понятия, такие, как «текст», «типы текста», «стили текста» и т. п., обусловившие усиление коммуникативной направленности в преподавании русского языка. Основы текстоведения в школе разрабатывались такими лингвистами, как В.Г. Костомаров, Л.А. Введенская, Н.А. Ипполитова, В.Н. Мещеряков, И. Б. Голуб, Т.И. Чижова и др.

На рубеже веков акценты переместились с изучения языка на изучение речи, а внимание учёных переключилось с объекта изучения (языка) на субъект речевой деятельности (человека). Этот факт предопределил значительное усиление так называемого антропоцентрического подхода (от греч. anthropos — человек). В рамках этого подхода человек выступает в качестве точки отсчёта для всех научных построений.

«Антропоцентрический подход в современном виде окончательно сложился в гуманитарных науках совсем недавно, на рубеже тысячелетий, хотя и восходит к лингвистической концепции В. Гумбольдта. Он потребовал постановки новых задач не только в лингвистике, но и в методике. В рамках этого подхода человек выступает в качестве точки отсчёта для всех научных построений. Так, согласно антропологическому подходу, акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, на управление этой деятельностью, на речевое развитие и саморазвитие личности». На принципе антропоцентризма основаны научные разработки таких известных авторов, как В.С. Библер, Д.Н. Богоявленский, А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, Н.Д. Голев, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.А. и др.

«Для успешного развития методики русского языка необходимы связи с другими смежными научными направлениями — просодией, теорией дикции, стилистикой, риторикой, теорией литературных жанров. В развитии речи учащихся методика опирается на литературоведение, поэтику, логику, теорию сценической деятельности».

Методика не может обойтись без опоры на историческую грамматику, фонетику, диалектологию. Она чутко реагирует на появление новых лингвистических теорий: теории словообразования, теории типов текста, теории актуального членения предложения, фонемной теории орфографии и др. При этом в своих научных исследованиях большинство авторов опирается на принцип историзма, выраженном в преемственности научных знаний и опоре на историческую память.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Архипова Е.В. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 9.
  2. Балыхина Т.М. Содержание и структура профессиональной компетенции филолога. Методологические проблемы обучения русскому языку. Дис. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. М.: 2000. — С. 59.
  3. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 200. — 368 с.
  4. Бобиенко О.М., Сафина З.Н. Компетентностно-ориентированный подход в образовании взрослых. Учебное пособие для преподавателей. Казань: Изд. центр Академии управления «Тисби», 2004. — 204 с.