Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Банникова Людмила Степановна,
доцент кафедры теории и практики английского языка,
Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь
E-mail: bannikovals@mail.ru
В статье рассматривается методический потенциал социальных педагогических технологий, обеспечивающих приобретение учениками опыта социального взаимодействия средствами изучаемого языка. Обосновывается перспективность интерактивных методов обучения, позволяющих организовать учебное полилогическое общение. Описываются дискуссионные формы полилогического общения, предполагающие деятельностное участие и активное вовлечение в учебно-образовательный процесс каждого ученика.
Ключевые слова: социальные технологии, интерактивные методы, социальное взаимодействие, полилогическое общение, дискуссия, спор, полемика, дебаты, диспут.
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам в качестве одного из ключевых понятий выделяет интерактивные формы учебной деятельности как основу проектирования реального общения. Реализация данного понятия в учебном процессе возможна на основе только новых педагогических технологий.
Поскольку изучение иностранного языка представляет собой явление социальное, в основе которого лежит общение как учителя с учащимися, так и учащихся друг с другом, именно социальные технологии и являются наиболее перспективными для современной методики преподавания иностранных языков. «Социализация» учеников означает приобретение опыта социального взаимодействия.
Такие технологии, как дискуссионные формы полилогического общения: дебаты, дискуссия, беседа за «круглым столом», проектная, кейс-технология и некоторые другие, которые относятся к социальным, обеспечивают учащимся возможность решать на уроке реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Они предполагают использование таких задач речевого взаимодействия, которые невозможно выполнить без партнера/партнеров, а также обеспечивают три основных вида речевого взаимодействия учащихся:
— сотрудничество участников в выработке общей идеи;
— комбинирование информации, известной разным участникам;
— передача информации от одного участника к другому.
В связи с тем, что в методической литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут, то необходимо четкое определение вышеуказанных форм речевого взаимодействия.
Дебаты — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая проверяет только последовательность изложения, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного «смысла» и/или структуры рассмотрения проблемы.
В состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии, принятия решения о победившей/проигравшей стороне, а также процедуры/формат проведения. Неформальные дебаты это более обычное явление, но качество и глубина дебатов улучшается с помощью специальных знаний, умений и навыков ведения дебатов
Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории. Имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения на разные события, проблемы.
Важной характеристикой дискуссии, отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Под дискуссией понимают коллективное рассмотрение или обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие темы в качестве объединяющего начала. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения при изучении сложной темы, теоретической проблемы.
Таким образом, с одной стороны, дискуссия сближается с диспутом по формам проведения данных мероприятий, ибо это рассмотрение спорных вопросов. С другой стороны, отсутствие тезиса отличают эти два понятия. Однако, надо понимать, что учащиеся еще не имеют достаточных предметно-тематических знаний и коммуникативных умений, чтобы творчески решать поставленные перед ними задачи. Поэтому, от учителя требуется разработка тезисов в качестве опор для подготовки к дискуссии.
Использование групповой дискуссии в учебном процессе создает проблемность обучения, которая ориентирует учеников на формирование знаний, получаемых не только от учителя и из учебников, но и «добываемых» самостоятельно при решении познавательных задач.
Совершенствование коммуникативных умений осуществляется через обсуждение какого-либо вопроса в форме учебной дискуссии или беседы, или обмена высказываниями, дополняющими, уточняющими сведениями и мнениями, которые в отечественной методике соотносятся с начальными ступенями обучения. Учебные дискуссии могут играть и вспомогательную роль на этапе введения новой темы, до и после чтения текста, при заключительном обсуждении ролевых игр, проектов.
Собственно «дискуссия» относится к продвинутой ступенью обучения и предполагает обсуждение спорной темы, более острое столкновение точек зрения, а также большую самостоятельность участников. В зарубежной методике термин discussion используется, когда перед учащимися стоит задача обсудить какой-либо вопрос или проблему, и никак не связывается с уровнем владения иноязычной речью.
Как групповой диалог (полилог) дискуссия характеризуется участием нескольких собеседников, которые обмениваются мнениями и суждениями по одному и тому же вопросу, а также дают эмоциональную оценку обсуждаемому. При недостаточно свободном владении языком учебная дискуссия строится вокруг определенной ограниченной темы (topic-based discussion) или на основе текста (text-based discussion) и носит контролируемый и предсказуемый характер. Презентация дискуссии формулирует проблематику обсуждения, которая может быть развернута в полилогическое обсуждение. Учащимся подсказывается общий ход дискуссии, предлагаются направляющие вопросы, суждения и вербальные опоры в виде отдельных высказываний, плана, логико-синтаксических схем, лексических таблиц, реактивных и инициативных реплик, а также невербальные опоры, (например, иллюстрации).
Дискуссии могут сопровождаться заданием найти компромисс, общую точку зрения, решить поставленную речемыслительную задачу. Если между участниками распределяются роли, с позиции которых им предстоит обсудить предложенную тему или разрешить конфликтную ситуацию, то дискуссия сочетается с ролевой игрой. В дискуссии с элементами ролевой игры важное значение имеет предварительная подготовка: усвоение языкового материала, изолированная отработка элементов диалогического общения и особенностей монологической речи.
В процессе дискуссии спорная ситуация вынуждает учащихся как можно точнее формулировать свои мысли, правильно используя для этого понятия и термины. Ученики овладевают приемами доказательной полемики, заботятся об обоснованности своих предложений, подходов к решению. Ситуация спора, дискуссии на занятиях может возникнуть не только на специальных уроках-дискуссиях, а на различных этапах обычного занятия. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.
Помимо специально организованной преподавателем дискуссии на занятии возможна и спонтанная, не запланированная дискуссия по заинтересовавшему учащихся вопросу. Важно, чтобы все участники точно знали, о чем будет дискуссия, какие вопросы выносятся на обсуждение, каковы возможные подходы к их решению.
Для успешного проведения дискуссионных форм полилогического общения учитель должен создать следующие условия:
Во-первых, выбрать интересную тему с элементами новизны.
Во-вторых, сформировать у учащихся необходимые предметно-тематические фоновые знания и дискуссионные способности.
В данном аспекте чрезвычайно важна роль преподавателя в обеспечении языковой подготовки, в формировании интерактивных навыков и умений (задавать вопросы и отвечать на них, умение вести монологическую и диалогическую речь).
Однако, в организации и проведении дебатов существуют и проблемы, главными из которых являются оптимальная активность как каждого ученика, так и коллективной работы в целом. Вторым блоком трудностей является проблема оценивания, т.к. сложно контролировать степень участия каждого ученика.
В заключение следует подчеркнуть, что формы полилогического общения — это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка на старшем этапе средней школы. Кроме того, данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях.