Евразийский
научный
журнал

Методика формирования профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Банникова Людмила Степановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2020»  (октябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 337
Показать PDF версию Методика формирования профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Банникова Людмила Степановна,
доцент кафедры теории и практики английского языка,
Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
E-mail: bannikovals@mail.ru

АННОТАЦИЯ.

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетенции у будущих учителей иностранного языка. Обосновывается методическая перспективность интерактивных методов обучения, побуждающих к самостоятельному конструированию знаний и формированию профессиональной компетенции. Описывается кейс-технология, предполагающая деятельностное участие и активное вовлечение в учебно-образовательный процесс каждого студента..

Ключевые слова: интерактивные методы, кейс-технология, обучение действием, классификация кейсов, виды представления кейсов.

Государственный стандарт в качестве основной цели подготовки учителей иностранного языка выделяет формирование профессиональных компетенций для работы в области преподавания иностранных языков в различных типах учреждений образования Республики Беларусь. Акцент ставится на формирование способности к преподавательской и учебно-методической деятельности.

Учебный план специальности отводит важную роль в реализации поставленной цели дисциплине «Методика преподавания иностранных языков и технологии обучения». Современная методика преподавания иностранных языков представляет собой гибкую образовательную среду, которая наряду с традиционным подходом к преподаванию развивает новые образовательные модели, технологии и методы, знакомство с которыми предопределяет профессиональную готовность студентов к самостоятельной педагогической деятельности. Педагогическая практика показывает, что подготовка специалистов может быть активизирована за счет применения интерактивных форм работы и соответствующего комплекса интерактивных заданий. Интерактивная модель обучения предусматривает моделирование реальных педагогических ситуаций, использование игровых приемов, совместное решение проблем, исключение возможности доминирования какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Совместная учебная деятельность означает, что каждый вносит свой вклад в конечный продукт, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Одним из эффективных интерактивных методических приемов является кейс-технология или метод учебных конкретных ситуаций, который стал активно использоваться преподавателями факультета иностранных языков в курсе учебной дисциплины «Методика преподавания иностранных языков и технологии обучения».

Суть данного метода заключается в обучении действием, в решении конкретных методических проблем. Кейс — это описание ситуации, которая имела место в педагогической практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Кейс привносит в учебную аудиторию реальную практическую ситуацию, работа с которой формирует основные компоненты профессиональной компетенции учителя, развивает профессиональное мышление. Задача студентов сформулировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности для ее решения [1, c. 69].

Анализ классификаций кейсов по сложности, целям и задачам использования в учебном процессе, представленных в научной литературе, а также собственный педагогический опыт позволили нам предположить, что наибольшим методическим потенциалом для формирования профессиональной педагогической компетенции будущих учителей иностранного языка обладают

— иллюстративные кейсы. Они обучают анализу и оценке, позволяют на практических примерах обучать алгоритму принятия правильного методического решения в конкретной учебной ситуации;

— учебные ситуации — кейсы, с четко сформулированной проблемой, возникающей на определенном этапе урока. Работа с кейсами такого вида позволяет диагностировать учебную ситуацию и формировать методическую способность самостоятельно принимать решение по выделенной проблеме.

Более сложными являются учебные кейсы без формулирования проблемы. Методическая проблема в таких кейсах преподавателем четко не выявляется. Кейс представляет собой описание возможной или конкретной сложившейся на уроке ситуации. Студенты должны самостоятельно выявить проблему и определить возможные пути ее решения. Данный вид кейсов формирует навыки рационального профессионального поведения и проектирования обучающей деятельности в реальных педагогических ситуациях [2, c. 208].

При достаточном многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя: проблемную ситуацию, контекст ситуации, особенности действий участников ситуации, вопросы или задания для работы с кейсом.

В качестве материала для создания большинства кейсов используются реальные проблемные методические ситуации, взятые из видеозаписей уроков, посещенных студентами или самостоятельно разработанных ими планов уроков, из фрагментов уроков, подготовленных и проведенных студентами на практических занятиях по методике. Поскольку мы рассматриваем кейсы как деловую игру в миниатюре, сочетающую в себе игровую и профессиональную деятельность, иногда нами используются «симуляции» или описания возможных педагогических ситуаций, специально подготовленные преподавателем в вымышленной форме. Такие ситуации характеризуются некоторой искусственностью, «сборностью» из наиболее важных методических деталей, однако они формируют грамотный подход к аналогичным ситуациям за счет решения методических микропроблем.

Нет определенного стандарта представления кейсов. Основными видами представления кейсов на семинарских и практических занятиях по методике являются

— печатный кейс. Это мини-кейсы или практические ситуации, в краткой форме (от одного абзаца или даже предложения до страницы текста) описывающие методическую или психолого-педагогическую проблему, типичную для деятельности учителя в процессе организации и проведения урока английского языка. Кейс включается в задания на семинарские и практические занятия для актуализации имеющихся у студентов знаний, для самостоятельного изучения проблемной ситуации и подготовки ответов на вопросы. Объем, содержащейся в таких кейсах информации достаточен для того, чтобы студенты, обладающие необходимыми методическими знаниями и навыками, могли предложить обоснованное решение. Например: Проанализируйте план фрагмента урока и объясните, почему ученики не смогли рассказать о себе в результате работы с картинкой.

— мультимедиа кейсы сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения. Например: Сравните два способа проверки понимания текста, используемого в 7 классе для формирования умений ознакомительного чтения, и выберите соответствующий данному виду чтения.

— видео кейсы демонстрируют реальную методическую проблему, с которой в дальнейшем студентам придется столкнуться на практике.

Например: Просмотрите видеофрагмент урока, проанализируйте последовательность приемов проверки понимания аудиотекста, использованную учителем. Если последовательность работы оказалась недостаточно эффективной, реорганизуйте ее по своему усмотрению. Аргументируйте свою точку зрения.

Кейс-технология позволяет одновременно использовать особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе, так как формирует у студентов способность анализировать ситуацию и устанавливать проблему с учетом конкретных условий и фактической информации, разрабатывать алгоритм принятия решения, применять теоретические знания на практике, учитывать разные точки зрения.

Включение кейса в семинарское или практическое занятие по методике позволяет применять и другие интерактивные приемы: организовать дискуссию, «мозговой штурм», научный спор, дебаты по основным, но расходящимся решениям, анализ и рефлексию совместной деятельности. Преподаватель, как правило, анализирует процесс обсуждения конкретной ситуации и работу всех микрогрупп, определяет образовательные и учебные результаты работы с кейсом, оценивает эффективность проведенной работы, выявляет проблемы организации совместной деятельности.

Функциональное поле методических кейсов открывает широкие возможности для их использования при формировании способности к преподавательской и учебно-методической деятельности у будущих учителей иностранного языка и дополняет традиционные методы обучения.

Литература

  1. Горскина, Н.Н. Педагогические технологии развивающего обучения — метод ситуационных задач /Н.Н. Горскина, С.В. Коровин // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — М.: РГСУ, 2010.
  2. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. — М.: Дрофа, 2008. — 431 с.