Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Веселова А.М.
Студентка,
Высшая школа социально-гуманитарных наук
и международной коммуникации
Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
E-mail: veselowasasha@yandex.ru
Аннотация:
Цель статьи — рассмотреть психолого-педагогические подходы к изучению исторических понятий, закономерность их формирования, методы и способы работы, а также предложить конкретные задания по усвоению понятийного аппарата на уроке истории.
Одной из основных и сложных частей в преподавании любого предмета является работа над понятийным аппаратом. Так как овладение понятиями связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, выполнением различных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения [2].
Историческое понятие- это отражение в сознании значимых, обобщенных систематизированных черт исторических фактов, раскрывающих их внутреннюю сущность, как правило, невидимую при первоначальном восприятии [4].
Именно поэтому, работа с понятийным аппаратом, проводимая преподавателем в системе и в ходе всего учебного процесса, позволит сформировать прочную основу для понимания и изучения предмета в целом, а также способствовать формированию политической культуры учащихся. Для того, чтобы учителю легче было сформировать вышеупомянутые навыки, необходимо знать особенности формирования понятийного аппарата.
Во-первых, создание ассоциаций. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Во-вторых, соответствие возрасту. В-третьих, бесконечное повторение. В психологической литературе давно установленным фактом является то, что без повторных практических попыток никакое формирование навыков невозможно [1]. В-четвертых, использование всех видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная и др.).
Формирование исторических понятий осуществляется на основе конкретных исторических представлений, в ходе их обогащения и развития. Учителю необходимо разбудить познавательный интерес, показать ситуацию «незнания» или создать «интригу», проблемную ситуацию [3].
Именно поэтому можно составить некую памятку, которая способствует качественному формированию понятий:
1.Найти общее родовое понятие.
2.Установить родовые признаки.
3. Составить полноценное определение.
Данная схема подойдет для классического формирования понятийного аппарата. Какие конкретно методы, приемы, формы закрепления понятий может использовать учитель? В курсе истории достаточно много терминов, которые необходимы для запоминания, именно поэтому работу по их усвоению необходимо сделать яркой, увлекательной. К традиционным формам относятся: словарь с терминами, соотнесение понятия с определением, расстановка в хронологической последовательности и т.д. К нетрадиционным формам: синквейн, кроссворд, исторический: аукцион, рыбалка, театр и т.д.
В заключении хотелось бы сказать, что формирование исторических понятий у учащихся является актуальной на сегодняшний день. Учителю необходимо использовать разные формы работ (традиционная, игровая, с помощью компьютера и т.д.), учитывать индивидуальные способности, регулярно закреплять полученные знания. Все это дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.
Литература: