Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Методическое сопровождение педагогов в организации познавательного развития детей дошкольного возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ушакова Снежана Андреевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2025»  (июнь, 2025)
Количество просмотров статьи: 157
Показать PDF версию Методическое сопровождение педагогов в организации познавательного развития детей дошкольного возраста

Ушакова Снежана Андреевна
Магистрант ИПиП АлтГПУ

Научный руководитель:
Богославец Л.Г.
К.п.н., доцент Алтайского педагогического университета
г. Барнаул

Аннотация: В статье рассматривается организация методического сопровождения педагогов в сфере познавательного развития дошкольников; уточняются его направления, активные формы при реализации содержания образовательной области «Познавательное развития».

Ключевые слова: познавательное развитие, дети дошкольного возраста, педагог дошкольной образовательной организации (далее ДОО), методическое сопровождение.

Значимым направлением дошкольного образования являются динамические изменения деятельности ДОО, выражающиеся в преобразовании образовательных структур, взаимодействии педагогов и воспитанников, усилении инновационных процессов методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов на различных ступенях образования.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается, что «основной целью образования и воспитания детей выступает формирование самостоятельной, независимой личности, мобильной и способной успешно действовать в новых социокультурных условиях» [1].

Вместе с тем, активные процессы реформирования дошкольного образования не могут быть эффективными без целенаправленного, комплексно-системного методического сопровождения деятельности педагогов при организации познавательного развития дошкольников, уточнения понятий его содержания, поиска активных форм к его планированию и реализации. Именно поэтому методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в организации познавательного развития детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

«Познавательное развитие» — одна из ведущих образовательных областей Федеральной образовательной программы дошкольного образования, при реализации содержания которой происходит «формирование у ребенка-дошкольника целостной картины мира, развитие речи, ознакомление с детской художественной литературой, знакомство с миром природы и ее явлениями, формирование элементарных математических представлений», — отмечает Колесникова А.С. [2].

На основе анализа теоретической литературы термин «методическое сопровождение» — это система взаимосвязанных мер и действий, направленных на совершенствование профессионального мастерства каждого педагога, его творческого потенциала, обогащение профессиональных знаний, ценностных отношений и умений. Данный вид деятельности в системе методической работы ДОО обосновывает определение целей, содержания, активных методов и приемов работы с детьми, вовлечения родителей воспитанников в этот процесс, а также систематизации и передаче информации в разных видах деятельности и культурно-образовательных практиках познавательной направленности.

Методическое сопровождение деятельности педагогов в условиях ДОО реализуется в трех ведущих направлениях: организационно-методическое, информационно-методическое и диагностическое. Целью обозначенных направлений является создание «банка» методических мероприятий, сценариев, досугов, событий, проектов и последующее отслеживание сформированного уровня познавательного развития детей.

Основные формы организации методического сопровождения деятельности педагогов включают индивидуальные и групповые консультации: «Как отвечать на детские „почему“?», смотры — конкурсы детских Центров «Хочу все знать»; мастер-класс «Детские опыты — это интересно!», «Сказки Пушкина читаем — в мир чудес мы попадаем», открытые-модельные занятия с детьми — «Весна: в гости к одуванчикам»; «Праздник молока», творческая выставка поделок-макетов «Ракету строим сами, в полет отправимся с друзьями» (ко Дню космонавтики), «Лучше нет подарка, чем с орехом шоколадка» (выставка изделий из фантиков); квест-игра «В поисках клада»; воркшоп «Путешествие в подводный мир», образовательные терренкуры «В гостях к Сентябринке», «Тепло пришло!»; семинары-практикумы «Проектная деятельность в летний период»; реализация детско-взрослых творчески-познавательных проектов в течении учебного года в разных возрастных группах: «Зеленый огурец — всегда молодец!», «Путешествие капельки», «Животные жарких стран», коллекционирование — «Летние находки».

Одним из принципов реализации продуктивного методического сопровождения педагогов в сфере познавательного развития дошкольников выступает системно-дифференцированный подход, учитывающий опыт, стаж, образование, творческий потенциал каждого педагога, тематическую направленность по самообразованию.

Важный аспект в процессе методического сопровождения познавательного развития детей — создание благоприятных условий для самореализации всех участников образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей) воспитанников.

Значимым вектором в структуре методического сопровождения выступает целенаправленная деятельность творческой группы педагогов, которая работает в ДОО по обозначенной проблеме и представляет коллегам доступность информации, сценарные мероприятия по познавательному развитию дошкольников.

Таким образом, методическое сопровождение педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста включает прежде всего реализацию требований ФГОС ДО, обновление содержания и форм образовательного процесса, способствует активному поиску и внедрению инновационных педагогических технологий, совершенствует качество профессиональной деятельности в педагогическом коллективе.

Библиография:

1. Концепция ФГОС ДО — Москва. — «Сфера». — 2014.

2. Колесниченко, А.С. Проектирование содержания образовательной области «познавательное решение» / А.С. Колесниченко, В.А. Зебзеева // Аллея науки. — 2019.- № 1. — с.810-820

3. Приказ Минпроса России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольных образованиях».