Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Место творческой составляющей личности педагога и ее роль в обучении детей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Февралева Яна Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 6322
Показать PDF версию Место творческой составляющей личности педагога и ее роль в обучении детей

Я. В. Февралёва,
учитель истории и обществознания
МБОУ г. Астрахани «СОШ №48»

Главная задача школы — обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности — учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

В современном образовательном учреждении все большую актуальность приобретает проблема роли творчества педагога. По федеральным образовательным стандартам при окончании школы каждый ученик должен представлять собой функционально грамотную личность, т.е личность, которая способна использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности. В достижении этой цели огромная роль отводится учителю, который по средствам своих знаний и личных качеств направляет учеников к заветной цели. Одним из таких качеств является творчество.

Совершенно очевидно, что в каждом человеке есть творческое начало, творческий потенциал, та внутренняя энергия, которая в жизни, так или иначе, проявляется в различных формах и видах деятельности. Это внутренняя движущая сила человека. Для нас важно, чтобы эта энергия, в процессе обучения, дала максимальные плоды, чтобы дети, благодаря развитию своего потенциала умели самостоятельно развивать в себе навыки самообучения, пробуждали интерес к изучаемому предмету и открывая что то новое для себя.

В образовательном и воспитательном процессах главным двигателем является творческая энергия учащегося, которую педагог призывает к действию и направляет в русло гармоничных отношений учащегося с самим собой и другими, с окружающей реальностью. А начинается это с творчества учителя. При отсутствии творческой составляющей личности педагога этот процесс не представляется возможным.

Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь, должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми для его области знаний. Но так же следует согласиться, что педагогическая деятельность учителя — это искусство, хотя и своеобразное, поскольку без включения своего личностного, творческого видения способов реализации тех или иных «педагогических партитур» педагог не достигнет должного эффекта. А творчество — это всегда создание чего то нового. Таким образом, творческий учитель, находясь в рамках стандартов, должен создавать ситуацию радости от образования. Образование же без радости, без ощущения постоянного активного соучастия в процессе педагогического сотворчества педагога и учащихся, лишено главного — своей эмоционально-мотивационной основы. Оно превращается в томительное, скучное и бессмысленное времяпровождение.

Реальный процесс педагогической деятельности богаче заданных нормативов. Поэтому перед преподавателем всегда стоит проблема выбора и воплощения их «в живые творческие мысли и эмоции». А в этом и заключается, по В. А. Сухомлинскому, творческий труд педагога. Более того, сами задачи преподавателю непосредственно не даны. Он действует в реальном, а не «дидактизированном», т.е. полностью описанном и объясненном дидактикой, мире. Есть наличная ситуация, сотворенная им и его учениками, из которой — опять же совместно — вычерпываются задачи, действительное понимание которых приходит в процессе решения, т.е. в обучении.

Педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого учителя. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании) [3].

Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.

Неотъемлемый компонент личности современного педагога — это творчество. Медяник Г. А. отметила, что «обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность» [2].

Ю. П. Азаров: " Во все самые сложные периоды развития отечественного образования предназначение учителя оставалось неизменным — быть носителем духовности, культуры и творчества. Творчески работающий учитель всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал" [1]. А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Демократизация современной школы обострила потребность в творческой самореализации педагога. В ее основе — стремление самих учителей к креативности, которая является императивом творческого саморазвития. Осуществляя саморазвитие личности через творческую самореализацию, учитель сможет добиться профессионального признания в интересах личности, общества и государства.

Педагогическое творчество — это деятельность с широким спектром применения, касающаяся всех сторон учебно-воспитательной деятельности. Оно требует не только соответствующей теоретически — практической базы, но и собственно психологической готовности преподавателя как личности.

Ученики, включенные в активную творческую деятельность в итоге умеют самостоятельно выявлять проблемы, ставить перед собой задачи, искать пути их решения не всегда традиционным способом, уметь критически мыслить, аргументировать свою точку зрения и т.д.

© Я.В. Февралёва, 2017

Использованная литература:

  1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с
  2. Полиаспектная подготовка современного педагога: Коллективная монография/Науч. ред. Г. А. Медяник. — М.: Академия Естествознания, 2011. — 238 с.
  3. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т. Н. Щербакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-25.