Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Место и роль контейнерных перевозок в структуре транспортных услуг на рынке России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жарникова Елена Владиславовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2020»  (июль, 2020)
Количество просмотров статьи: 1128
Показать PDF версию Место и роль контейнерных перевозок в структуре транспортных услуг на рынке России

Попов Алексей Владимирович
Магистрант СФУ,
Россия, г. Красноярск
E-mail: sibtg2012@mail.ru

Научный руководитель: Вчерашний П.М.
Доцент, канд. экон. наук
Кафедра ЭУБП ИУБПЭ СФУ,
Россия, г. Красноярск

Аннотация: В настоящей статье представлен анализ места и роли контейнерных перевозок в структуре транспортных услуг на рынке России. В настоящее время, оптимальным инструментом для осуществления перевозок пакетированных и товаров в оригинальной упаковке, т.е. товаров с максимальной добавленной стоимостью, являются контейнера. Исследование показало приоритетное место контейнерных перевозок на рынке транспортных услуг, их важную роль, в качестве драйвера развития сопутствующих отраслей, а так же высокодоходного источника для игроков рынка и бюджетных пополнений страны.

Ключевые слова: контейнер, перевозка, рынок транспортных услуг, виды транспорта, морской порт, структура.

Student A. Popov

«Siberian federal University»

city of Krasnoyarsk

The place and role of container transport in the structure of transport services in the Russian market

Abstract: this article presents an analysis of the place and role of container transport in the structure of transport services in the Russian market. Currently, containers are the optimal tool for transporting packaged goods and goods in original packaging, i.e. goods with maximum added value. The study showed the priority place of container transport in the transport services market, their important role as a driver for the development of related industries, as well as a highly profitable source for market players and budget replenishment of the country.

Keywords: container, transportation, transport services market, types of transport, seaport, structure.

Транспортная система является важнейшей и неотъемлемой частью любой экономики, удовлетворяя спрос и реализуя предложение. Российская транспортная система, является одной из самых протяженных в мире. Роль и значение транспортно-логистического комплекса в российской экономике достаточно велика, так в 2018 году ТЛК России обеспечил 7,0% валовой добавленной стоимости [1].

В настоящее время, оптимальным инструментом для осуществления перевозок пакетированных и товаров в оригинальной упаковке, т.е. товаров с максимальной добавленной стоимостью, являются контейнера.

Структура российского контейнерного рынка, аналогична мировому и определяется особенностями видов транспорта: железнодорожный (самый массовый), автомобильный, морской, внутренний-водный и авиа-воздушный. Последний вид контейнерного сообщения присутствует на рынке, но его доля ничтожно мала и колеблется на уровне статистической погрешности.

Динамика перевозки грузов в контейнерах по отдельным видам транспорта 2005 — 2017 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Динамика перевозки грузов в контейнерах по отдельным видам транспорта 2005 — 2017 г.г. млн. тонн. [1].


Высокие показатели в транспортировке контейнеров железнодорожным транспортом, обусловлены традиционным принятием нагрузки по перевозке массовых грузов железной дорогой.

В условиях умеренной экономической динамики активный рост контейнерного рынка, аналитики объясняют стремительным развитием контейнеризации транспортной системы. Происходит процесс, так называемого «перетекания грузов» с автомобильного на железнодорожный транспорт, а в целом, по железнодорожной отрасли — перераспределением грузов в пользу контейнерных перевозок. Так, в 2019 г. коэффициент контейнеризации грузов, перевозимых по железной дороге, вырос до 8,2% по сравнению с 7,2% в 2018 г., 6,6 % в 2017 г. и 5,9 % в 2016 г. [1].

По видам сообщений структура российского контейнерного рынка состоит из 4х основных элементов: импорт, экспорт, внутренние перевозки и транзит. На фоне опережающего роста международных перевозок в 2019 г. доля внутренних перевозок снизилась с 42,8 % в 2018 г. до 41,5 %, доля импорта выросла с 19,2 % до 21,2 %. Доля экспорта по сравнению с 2018 г. выросла незначительно и составила 25,6 %, вклад транзитных перевозок уменьшился с 12,5 % до 11,7 %. [2].

Рост внутренних перевозок поддерживается увеличением импортозамещающих предприятий и «перетеканием грузов» на перевозку в контейнерах. Еще одной из причин роста контейнерного рынка аналитики [3] выделяют продолжающийся рост международного контейнерного транзита через Россию в транспортном коридоре Китай-Европа-Китай, в рамках совместного Российско — Китайского проекта, входящего в структуру Китайского «Шелкового пути» который, естественно, имеет очень высокий уровень контейнеризации. Основную роль в международном транзите по территории России играет ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») [4].

Следующим элементом структуры Российского контейнерного рынка являются морские порты, значение которых для развития экономики страны чрезвычайно велико. Морской порт это крупный транспортный узел, объединяющий в себе морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и др. виды транспорта. Российская Федерация располагает самой протяженной в мире береговой линией морского побережья. По данным Ассоциации торговых морских портов, на сегодняшний день, портовое хозяйство России представлено 67 портами общей пропускной мощностью в 1003 млн. тонн. [6]. Согласно данным аналитического онлайн-сервиса SeaNews ПОРТСТАТ, контейнерооборот всех морских портов России в 2019 году вырос в сравнении с аналогичным показателем 2018 года на 4,8 % [5].

Таким образом, контейнеризация грузов, является драйвером внедрения инноваций и модернизации транспортной системы страны, что позволяет решать задачи по достижению сразу нескольких целей поставленных Национальной транспортной стратегией до 2035 года.

Список литературы

  1. Россия в цифрах, 2020 // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // http://www.gks.ru.
  2. Центр раскрытия корпоративной информации. Интерфакс. Годовой отчет ПАО «Трансконтейнер» за 2020 https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=11194&type=2
  3. Портал Международной транспортной выставки NewPort 07.04.2020 г. URL: https://promgruz.com/web/OpenPG.nsf/Review_Aut horForm?Rea dFo rm&reasonType=0&RedirectTo=/web/CloseSitePG.nsf/DataAccess?OpenAgent&SourceUNID=B2AF73D4C1E0A32BC225855400313DA8Q¶m=Tri-novykh-konteynernykh-marshruta-na-Gorkovskoy-magistrali#start
  4. Голубчик А.М. Современное состояние российского экспорта транспортных и транспортно-экспедиторских услуг. // Российский внешнеэкономический вестник. — 2018. № 1 — с. 48
  5. Аналитического онлайн-сервиса SeaNews ПОРТСТАТ, URL: https://seanews.ru/2020/01/31/ru-kontejnerooborot-rossijskih-portov-v-2019-godu-vyros-na-4-8/
  6. Информационный портал Ассоциации морских торговых портов. URL: http://www.morport.com/rus/publications/pravitelstvo-rossiyskoy-federacii-utverdilo-transportnuyu-strategiyu-do-2035-goda