Евразийский
научный
журнал

Меры по предупреждению нарушений в развитии эмоциональной привязанности у детей раннего возраста оставшихся без попечения родителей.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Прасолова Елена Викторовна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1427
Показать PDF версию Меры по предупреждению нарушений в развитии эмоциональной привязанности у детей раннего возраста оставшихся без попечения родителей.

Прасолова Елена Викторовна
г. Москва
E-mail: blinok73@yandex.ru

Жизнь в доме ребенка предоставляет детям очень мало шансов для получения индивидуального, особого для каждого ребенка внимания и заботы. Воспитательницы дома ребенка «должны» вести себя одинаково со всеми детьми. С одной стороны, они не могут оставаться равнодушными, с другой стороны, они вынуждены защищаться от сильной душевной боли, которая может возникать при идентификации с оставленными детьми. И это мешает образованию сильных привязанностей к детям.

Множественное материнство, то есть, ситуация, когда за ребенком ухаживают от четырех до шести женщин, вредит ребенку в том смысле, что у него отсутствует представление о единственном стабильном объекте. Это заметно усиливает тревогу младенца. Детям недостает позитивных ощущений от самих себя и собственных действий. У них очень слабо выражено ощущение опоры и безопасности, и они часто оказываются в такой ситуации, когда рядом нет никого, кто реагировал бы на их чувства с пониманием, вместо того, чтобы подавлять или даже наказывать за возникающий страх, боль, ярость и печаль. Им не хватает «поддерживающего окружения», предоставляющего эту опору. (Винникотт 1983).

Маргарет Малер, описавшая различные варианты нарушений вследствие нарушенных симбиотических отношений, считала, что такие дети не могут образовать «достаточного резервуара первичного доверия», то есть нарциссизма, необходимого для зарождения доверительного отношения к миру в целом. Из-за раннего отделения от матери такими детьми часто овладевает тревога и тоска, так как способности их «Я» должны развиться слишком рано и практически без участия взрослого, что приводит к их большой уязвимости. [Малер,1993]

Малыши нуждаются в переживаниях, которые наполняют совместную жизнь матери и ребенка во время укачивания, обнимания, держания на руках, общих игр и болтовни. Им не хватает особых ощущений, их эмоциональная активность снижена. Регламентированное кормление также имеет неблагоприятное влияние на психическое развитие. В этом случае малыши не способны ориентироваться на свои собственные ощущения и сигналы собственного тела, и привыкают следовать и (или) приспосабливаться ко взрослому. Многие из них оказываются не в состоянии различать, сыты они или нет. Им трудно выработать ощущения себя как активного участника происходящих с ними событий.

Во время фазы построения объекта все глубокие эмоциональные переживания ребенка связаны с матерью или тем, кто ее замещает. Интроекция хорошего объекта способствует развитию жизнерадостности и ложится в основу витальной части «Я». Снова и снова ребенок может воспринимать мать как целостный объект. Идентификация с ней усиливается, и связь с ней упрочивается. Эти процессы сконцентрированы в основном на матери, но то же самое происходит и в отношении отца и других ухаживающих лиц. Во время длительных отношений с предметами и событиями внешнего мира, у ребенка развиваются любовь и любопытство, и это формирует активную установку по отношению к окружающему миру. Нехватка представления о внутреннем, надежном и защищающем объекте ведет к уменьшению жизнерадостности и любопытства, пассивности и обособлению от окружения. Так, малыши из дома ребенка уже в возрасте четырех месяцев проявляют все меньше интереса к происходящему и их коммуникативные способности также, как и инициатива в игре снижается. Вместо того, чтобы лучше узнавать внешний мир, они остаются сконцентрированными на самих себе. Фрейд писал: «когда маленький ребенок не может больше воспринимать объект, который дарит удовлетворение и уверенность, у него появляется мотивация к тому, чтобы начать активно его искать. К тому же он учится регулировать свои неотложные внутренние потребности и замечать то, где и каким образом можно достичь удовлетворения [Freud,1911].

Малер описала девочку, которую мать держала на руках и укачивала машинально, без всякого тепла и участия. Во время симбиотической фазы эта девочка выглядела отупевшей и безразличной, не реагировала на мать как на уникальное существо. В возрасте, когда другие дети начинали активно приближаться к матери или удаляться от нее, во время фазы индивидуализации – сепарации, эта девочка вновь обратилась к аутоэротизму, чтобы получать удовольствие от собственного тела, она раскачивалась, вместо того чтобы активно упражняться в приближении и удалении от матери [Mahler, 1993].

Из многочисленных исследований известно, что есть общие закономерности, определяющие связь между качеством ухода и рисками для душевного здоровья ребенка в дальнейшем. Так, обобщая, можно сказать, что: чем меньше ребенок, чем меньше он владеет речью и понимает время, чем дольше длительность его пребывания в учреждении, чем больше количество детей в группе, чем чаще меняются воспитательницы, тем серьезнее угроза психическому здоровью в дальнейшем; [цит. по «Memorandum der Deutschen Psychoanalytischen Vereinigung», 2008]. Во время длительного пребывания вне семьи у маленьких детей возникают многочисленные нарушения, которые могут быть преодолены лишь в том случае, если их как можно раньше помещают в приемную семью, и в этой семье создается благоприятный для развития ребенка климат. Психологи выделяют следующие правила выстраивания взаимоотношений с ребенком, которые могут быть полезны родителям.

Быть сензитивным, чувствительным, отзывчивым. Часто дети с нарушениями привязанности и дети, пережившие жестокое обращение со стороны взрослых, испытывают затруднения при описании своего внутреннего состояния, мыслей и эмоций, родители должны научить их этому. Взрослый также должен быть чувствителен к эмоциям и мотивам поведения ребенка. Постепенно взрослый должен помочь ребенку научиться совладать со своими эмоциями.

Быть ответственным. Когда родитель заботится о ребенке, своевременно удовлетворяет его потребности (в еде, любви, заботе, безопасности), тот усваивает новую, здоровую модель взаимоотношений и новую модель родительского поведения.

Делиться эмоциями, намерениями, мыслями и опытом. Это позволит ребенку «вылечиться» и научиться близким отношения.

Создавать чувство безопасности и надежности. До тех пор, пока ребенок не будет чувствовать себя в физической, психологической и эмоциональной безопасности, исцеление невозможно. Оно необходимо для того, чтобы он мог поделиться своими чувствами, воспоминаниями и мыслями.

Способность родителей к рефлексии и сопереживанию способствуют развитию у ребенка надежной привязанности. И, конечно же, ключевой предпосылкой развития привязанности ребенка является понимание этого процесса родителями и особенности самих родителей. Так, родители, у которых в детстве была сформирована ненадежная привязанность, будут иметь трудности в развитии надежной привязанности у своих детей, но им в этом может помочь квалифицированный психолог.

Следует помнить о том, что каждый ребенок устанавливает эмоциональные связи с членами своей новой семьи по-разному, и нет одинаковых рецептов для каждой семьи. Важно то, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью, – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей. Не стоит стесняться обращаться за консультацией к профессиональному психологу, он поможет сделать процесс адаптации приемного ребенка и его новой семьи друг к другу более успешным и безболезненным.

Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут полноценно развиваться только при условии грамотной организации окружающей коррекционно-развивающей среды. Таким детям необходимо в максимально ранние сроки обеспечить все необходимые условия для полноценного психического развития, своевременного формирования тех или иных возрастных новообразований.

Ранний возраст особенно выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Это период наиболее интенсивного развития, когда происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития. Поэтому, от того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее.

Грамотный подход к воспитанию и развитию детей-сирот раннего возраста - основа их дальнейшего благополучия. Очень важно так построить развивающую среду, окружающую ребенка на данном жизненном этапе, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Результаты многочисленных исследований доказывают, что качество социального окружения и состояние психического развития детей в домах ребенка требует глубокого анализа и соответствующих изменений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранний возраст особенно выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Это период наиболее интенсивного развития, когда происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития. Поэтому, от того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее.

Грамотный подход к воспитанию и развитию детей-сирот раннего возраста - основа их дальнейшего благополучия. Очень важно так построить развивающую среду, окружающую ребенка на данном жизненном этапе, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Результаты многочисленных исследований доказывают, что качество социального окружения и состояние психического развития детей в домах ребенка требует глубокого анализа и соответствующих изменений.