Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Механизмы реализации экологической политики в мировой практике

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бакшеева Алена Андреевна
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2024»  (июль, 2024)
Количество просмотров статьи: 74
Показать PDF версию Механизмы реализации экологической политики в мировой практике

Бакшеева Алена Андреевна
Бакалавр КФУ им. В.И. Вернадского,
Россия, РК, г. Симферополь
E-mail: alyona110803@mail.ru

Научный руководитель: Сенюшкин Евгений Александрович
к.п.н. доцент, кафедра "Политических наук и международных отношений"
КФУ им. В.И. Вернадского
Россия, РК, г. Симферополь

Аннотация

Статья посвящена обзору механизмов реализации экологической политики в мировой практике. В статье раскрываются основные тенденции использования современных и технологичных методов реализации экологической политики в мире. Целью статьи является рассмотрение различных моделей реализации экологических политик, а также предлагается их классификация. Рассмотрены основные характеристики инновационных моделей реализации экологического развития. Статья посвящена вопросам генезиса механизмов мирового экологического регулирования, где также рассматривается феномен уникальности каждой из экологических школ, представляющих свою собственную картину экологической реализации.

Ключевые слова: экологическая политика, экология, мировая политика, механизмы реализации экологического регулирования, тренды реализации экологической политики, инструменты экологической политики.

Современное общество немыслимо без особого международного институционального механизма разрешения для урегулирования глобальных проблем и вызовов современной повестки дня. Одна из таких актуальных проблем — это экологическая безопасность всего человечества. Экология влияет на национальную безопасность государства, а, следовательно, и на глобальную мировую систему безопасности. Глобализация порождает экологические проблемы, которые необходимо решать, как можно быстрее при помощи комплексного механизма экологического регулирования. Именно из-за общества потребления, которое сформировалось под воздействием эпохи индустриализма, экология пострадала в первую очередь [1].

Экологическая проблема — это прежде всего поведенческая проблема. Экологические проблемы возникают из-за того, что окружающая среда не влияет или оказывает недостаточное влияние на выбор производителей и потребителей. Этим могут воспользоваться системы налогообложения, средства частноправового и социального регулирования. Важно, чтобы меры принимались на правильно выбранном административном уровне [5].

В современных экологических условиях публично-правовые и частноправовые инструменты более перспективны, чем принуждение. До сих пор правительство в основном подходило к экологическим проблемам через отношения принуждения. Это не только привело к накоплению государственных задач со всеми вытекающими отсюда проблемами правового применения. Также поведенческие изменения не могут быть навязаны обществу декретом. Современные научные сообщества рекомендуют шире использовать потенциал инструментов, ориентированных на транзакцию и убеждение [3].

Для эффективной и действенной экологической политики очень важно, чтобы инструменты экологического регулирования использовались в правильном административном масштабе (местном, национальном, международном) [4]. Международные экологические советы вносят предложения по достижению этого в международном масштабе посредством активной экологической дипломатии. Более того, экологическую политику следует рассматривать как процесс обучения, взаимосвязь между целями, сроками и используемыми инструментами, который необходимо постоянно пересматривать. Эффективные меры экологической дипломатии учитывают и необходимость соблюдения взаимосвязи между окружающей средой, экономикой и управлением по запросу правительства.

Механизмом реализации экологической политики выступают особые методы, при помощи которых акторы осуществляют экологическое регулирование для эффективной реализации экологического управления [8].

Существует большое количество концептуальных подходов к определению механизмов реализации и инструментов экологической политики — нормативный, поведенческий, воспитательный, социологический, прогностический, административный, эколого-дипломатический, фискальный и финансовый.

Механизмы и методы реализации экологической политики зависят так же и от формы государства — типа политического режима и административно-территориального устройства. Например, при федеративном государственном устройстве экологическая политика будет иметь децентрализованный характер регулирования с более полным учётом потребностей регионов. А вот при унитарном государственном устройстве наибольшую эффективность обычно показывают единые законодательные кодексы и регламенты для всей экологической ситуации в стране. Аналогично, что при автократическом политическом режиме экологическое регулирование будет отличаться от демократического аналога: ресурсный потенциал природы в тоталитарных государствах находится под строгим административным и единым контролем, который предполагает централизованное распределение ограниченных ресурсов и одинаковые для всех экологические меры производства, строгую экологическую ответственность для всех лиц. В демократических режимах экологический контроль более ослаблен, однако, инструменты и механизмы регулирования практически идентичны: существуют специальные законодательные акты, регулирующие экологическую политики, которые, в свою очередь, регулируют свободное рыночное производство и деятельность различных гражданских инициатив по экологическому урегулированию [10].

Отдельно выделяют финансовый механизм регулирования экологической политики в оценке и разработке эффективных политик в области экологически чистой налоговой системы, схем энергетических субсидий, налогов на автомобили, налога на выбросы CO2, компенсаций биоразнообразия (банкинг среды обитания), инструментов финансирования для окружающей среды и природы и так далее. Финансовые инструменты незаменимы исходя из современной климатической и экологической политики. Они заключаются в возможности сочетать экономический опыт с инновационными знаниями в области экологических и энергетических технологий, что позволяет комплексно оценивать, как политика влияет на технологии и поведение [8]. Из-за этого сочетания правительства также регулярно вносят идеи и предложения по новой климатической политике, такие как меры срочной помощи или меры «Зеленого соглашения», чтобы приблизить к 2030 году более строгую цель мировую цель по сокращению выбросов углерода в 55% к 2030 году. Фискальные механизмы зарабатывают независимую и солидную репутацию консультанта в области финансовых инструментов. Установив связи внутри офиса с техническими экспертами в области экологии, энергетики и трафика, можно быстро сформировать картину того, что работает эффективно, а что нет, и использовать последние технические наработки. В рамках этого механизма используются стандартные и самостоятельно разработанные методы оценки, экономические модели, кривые затрат для климатических измерений и обширные базы данных по эластичности использования энергии и поведению окружающей среды [9].

Помимо дискуссий о классических механизмах регулирования экологической политики, в начале XXI века появляются разные научные традиции или школы экологического регулирования, которые используют собственные подходы и методы к обеспечению мер по защите окружающей среды [9].

Например, французская экологическая школа выделяет важную роль социологического подхода к осуществлению мировой и государственной экологической политики. Здесь имеется в виду, что производить экологическое регулирование должны международные неправительственные экологические организации, а также независимые структуры гражданского общества и любые иные гражданские инициативы, способные обеспечить становление экологической культуры, экологического сознания, а также экологическое образование граждан. Данная экологическая традиция сложилась одной из первых на европейском континенте [6].

Своим институциональным подходом к регулированию экологических правоотношений в социуме известна немецкая школа экологической традиции. Институциональный подход обозначает здесь государственную строгую регуляцию экологических взаимодействий. В области экологической политики государства производится квалифицированный контроль за использованием природных ресурсов, а также за состоянием окружающей среды. В Германии существует отдельное экологическое министерство, контролирующее экологическую ситуацию в стране, а также отдельное экологическое законодательство — экологический кодекс, предусматривающий систему штрафов и иных форм юридической ответственности для физических и юридических лиц за экологические правонарушения [11].

Английская школа экологической традиции известна своим децентрализованным подходом к системе экологического регулирования. Она распространила свою модель экологической политики на политические системы скандинавских демократий, привнеся в классическую модель социального государства ещё и сферу экологического регулирования. Методом очень эффективной правовой децентрализации Великобритания проводит свою экологическую политику в государстве. Основная обязанность по мерам и действиям защиты и преобразования окружающей среды возложена на муниципалитеты, которые с учетом особенностей каждой области страны строят план эффективной природной регуляции. Государство в этом случае, как и с рыночной экономикой выполняет роль «ночного сторожа», наблюдая за законностью экологических новаций, а также финансируя данную сферу через муниципалитеты.

Достаточно интересная и одна из самых поздних моделей экологического регулирования сложилась в США. Такой подход назвали экономическим. В Америке государство просто вырабатывает актуальные доктрины экологической безопасности, а их исполнение накладывает на практически всех акторов рыночной экономики. Идея США состоит в том, чтобы экологическое регулирование осуществлялось посредством рынка и экономики — то есть, когда основные «угрозы» экологической безопасности будут поставлены в жесткие рамки экологических обязательств и будут способствовать своими действиями улучшению экологической ситуации, а также являться регуляторами государственной экологической политики. США вводит крупные «зеленые» налоги для монополистов и бизнеса, которые впоследствии идут на охрану и совершенствование окружающей среды. Таким образом, эффективно решается вопрос финансирования экологического сектора безопасности, налагаются ответственность и обязательства на потенциальных нарушителей экологического порядка, а государство в это время просто выполняет законодательную и контролирующую инициативу [6].

Модель экологического регулирования, например, в Китае или Японии является основанной на глобальном регулировании политики регионов с учетом их культурных и традиционных ритуалов и особенностей.

Экономические инструменты находятся в особой сфере регуляции в экологическом праве. Тот факт, что рыночный механизм может играть положительную роль в достижении экологических целей, в настоящее время широко признан. Выводы из экономической теории и практического опыта могут помочь составить реалистичную картину потенциала экономических инструментов и способов более эффективного использования этого потенциала [2]. В большинстве государственных моделей экологического регулирования, например, США и Китая созданы механизмы координации для более эффективного сотрудничества между различными уровнями правительства. Неэффективное правовое применение и фрагментация экологической ответственности на региональном уровне были выявлены в ряде государств-членов США, а неправильный перенос законодательства США на региональный уровень остается проблемой в этом федеративном государстве [1]. Оценки регулирующего воздействия экологической политики проводятся во многих государствах, в то время как в других государствах — процедуры оценки воздействия на окружающую среду, включающие более одной директивы США, были упрощены.

В механизмы реализации экологической политики входят и специальные инструменты поддержки политик, а также рыночные инструменты и инвестиции. Например, фискальные меры, такие как экологические налоги и поэтапный отказ от неблагоприятных для окружающей среды субсидий, являются эффективным и действенным средством достижения экологических целей. В то время как каждое государство должно разработать новую «экологичную» налоговую систему, международная экологическая комиссия изучила возможности введения экологического налога для каждой страны в контексте евразийско-атлантического пространства [4].

Таким образом можно сделать вывод, что надлежащее использование финансовых средств также важно для достижения экологических целей и содействия интеграции экологических требований в другие области политики. Анализ в экологических отчетах стран дополнительно продемонстрирует, как создать правильные условия для надлежащего финансирования и как устранить экологические внешние факторы с помощью экологических механизмов регулирования и других рыночных инструментов, инвестиционных возможностей ведущих мировых держав даже в контексте их глобального противостояния в современных условиях.

Можно сказать, что современная экологическая политика — это такой способ ведения хозяйства, при котором негативное воздействие на окружающую среду является минимальным или же иногда попросту сводится к нулю. Современные институты и механизмы реализации экологического регулирования, а также инструменты реализации мировой экологической политики являются очень успешными и эффективными акторами в мировом политическом процессе. Происходит слияние понятий «экологическая политика» и «экологическое регулирование». Активное воздействие государственного и национального контроля за большими экологическими ресурсами в рамках экологического регулирования становится неотъемлемой частью национальной стратегии многих государств. Этот фактор является также основой экологического манипулирования в качестве мягкой силы в наших реалиях. У каждого государства существует своя модель, уровни, механизмы, инструменты, этапы и свой уникальный путь экологического развития, например, французский, немецкий, китайский, американский и английский.

Стоит также сказать о том, что регулирование экологии просто не возможно без активного взаимодействия гражданского общества, государства и экологических организаций, то есть всех акторов экологической политики. Роль экологических организаций в последнее время беспрестанно растёт, тем самым расширяя сферу своего влияния. Однако государство все равно остается одним из самых активных и главных участников мирового политического процесса, в том числе и в сфере экологии.

Также формируются особые институты экологического законодательства, тем самым повышается активный контроль за состоянием экологии во всём мире. Расширяется форма взаимного влияния государства, выраженная в особой «экологической дипломатии». Каждая страна сегодня выдвигает свою собственную модель или стратегию экологического контроля.

Список использованных источников и литературы:

1. Борисов Н.А. О типологии и видах экологической политики / Н.А. Борисов // Юридические аспекты экологии. — 2012. — № 4. — С. 128 — 131.

2. Борисов Н.А. Понятие экологического государства в контексте формирования политической экологии / Н.А. Борисов // Управленческое консультирование. — 2014. — № 9. — С. 19 — 23.

3. Борисов Н.А. Экологический кризис как детерминанта структуры современной политической экологии / Н.А. Борисов // Власть. — 2014. — № 5. — С. 55 — 59.

4. Волков В.А. В поисках новой парадигмы: очерк политической экологии / В.А. Волков — СПб: «ИПЦ СЗИУ РАНХиГС», 2014. — 144 с.

5. Глушенкова Е.И. Экополитология как направление научных исследований: возникновение и эволюция / Е.И. Глушенкова // Политическая наука. — 2010. — № 6. — С. 76 — 80.

6. Гусев А.А. Современная экологическая политика / А.А. Гусев — Москва: «ИМЭМО РАН», 2006. — 205 с.

7. Ермолов Н.Г. Модели экологической политики: генезис и эволюция / Н.Г. Ермолов // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 6. — С. 61 — 68.

8. Иванов О.Б. Глобальные вызовы, угрозы и риски современного мира / О.Б. Иванов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2023 — № 13. — С. 99 — 107.

9. Современная экологическая политика 21 века: [сайт]. — 2022. — URL: http://www.greensalvation/ (дата обращения: 21.06.2024).

10. Терешина М.В. Влияние бизнес-ассоциаций на формирование современной экологической политики / М.В. Терешина // Среднерусский вестник общественных наук. — 2015. — № 1 — С. 70 — 76.

11. Юшкова Л.М. Политические аспекты охраны окружающей среды на примере опыта России, КНР и США / Л.М. Юшкова // Россия в глобальном мире. — 2021. — № 21 (44). — С. 53 — 65.