Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Аннотация
В статье представлены результаты исследования влияния кластерных технологий на процесс социально-экономического развития региона. Показаны основные преимущества кластерных структур, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и инновационное развитие территорий. На примере создания и развития Северо-Кавказского туристического кластера раскрыты проблемы использования кластерных технологий в управлении региональным развитием и в качестве основной из них определена проблема кадрового обеспечения. Для решения данной проблемы на основе прогноза количества кадровых ресурсов и имеющегося образовательного потенциала региона автором разработана модель отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса, рекомендована организационно-функциональная структура корпоративного университета и сформирована модель взаимодействия центра оценки и сертификации с органами исполнительной власти, образовательными учреждениями и заинтересованными организациями.
МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Анализ базы научных и методических источников приводит к выводу о широком распространении механизмов экономической интеграции в форме кластеров как инструмента регионального экономического развития. В этой связи закономерно акцентировать внимание на мультипликативном содержании деятельности кластерного интеграционного образования. Кластер, объединяя организации и институты, нацеленные на генерирование, реализацию и масштабирование инноваций способствует развитию не только участников интеграционной структуры, но и обеспечивает положительную динамику экономики региона. В логике системного подхода предлагается выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы кластерной агломерации:
Практика использования кластерных механизмов интеграции в управлении региональным развитием находит все большее применение в России. Однако в перечень The European Cluster Collaboration Platform (ECCP) вошли всего лишь шесть кластеров, сформированных в регионах страны. Институциональная платформа кластеров при явно спонтанной национальной политике в этой сфере хотя и формируется, но инициативы, масштабность и темп процессов кластеризации не позволяют России занять достойное место в международном рейтинге по уровню развития кластеров в стране .
Одной из перспективных сфер национальной экономики для развития кластеров является туризм. Туристско-рекреационный кластер (ТРК) можно определить как интеграционное образование, представляющее собой совокупность расположенных в географической близости взаимодействующих компаний, институтов, коллективных средств размещения, сопутствующих и инфраструктурных сервисов, ориентированных на производство инновационного продукта (услуги) туристской, рекреационной и культурной направленности, и проходящим в своем развитии определенные этапы в логике жизненного цикла. Следует выделять следующие стадии жизненного цикла ТРК:
Развитие экономической интеграции в форме кластеров туристско-рекреационной сферы региона наряду с безусловными достоинствами, имеет ряд отрицательных последствий, к числу которых следует отнести, прежде всего, тенденцию к монопрофильному развитию территории, что может стать основой сокращения жизненного цикла интеграционного образования и преждевременного замедления его роста. Поэтому управление процессами экономической интеграции в туристско-рекреационной сфере региона должно осуществляться с позиции подхода, содержание которого определяет необходимость диверсификации основной деятельности ТРК (рис.1), что позволит обеспечить не только развитие самой кластерной структуры, но и, благодаря ее встроенности в региональную систему, интенсивную динамику региона базирования интеграционного образования.
Рисунок 1. Содержание подхода к управлению процессами экономической интеграции в туристско-рекреационной сфере региона
Северный Кавказ имеет огромный потенциал для развития туристской сферы, санаторно-курортной отрасли, агропромышленного комплекса, торговли, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Однако большая часть субъектов в регионе имеет недостаточный уровень инвестиционной привлекательности (табл.1), что не позволяет в полной мере реализовать региональные возможности.
Таблица 1. Инвестиционная привлекательность субъектов СКФО,
Краснодарского края и Республики Адыгея
Наименование субъектов | Индекс инвестиционного риска | Доля в общероссийском инвестиционном потенциале, % | Группа инвестиционной привлекательности |
Республика Дагестан | 0,500 | 1,066 | Пониженный потенциал - высокий риск (3С1) |
Республика Ингушетии | 0,531 | 0,313 | Низкий потенциал - экстремальный рис (3D) |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,419 | 0,533 | Незначительный потенциал - высокий риск (3С2) |
Карачаево - Черкесская Республика | 0,360 | 0,339 | Незначительный потенциал - высокий риск (3С2) |
Республика Северная Осетия - Алания | 0,409 | 0,512 | Незначительный потенциал - высокий риск (3С2) |
Чеченская Республика | 0,473 | 0,465 | Незначительный потенциал - высокий риск (3С2) |
Ставропольский край | 0,242 | 1,173 | Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1) |
Республика Адыгея | 0,259 | 0,416 | Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2) |
Краснодарский край | 0,147 | 2,788 | Максимальный потенциал - минимальный риск (1А) |
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав СКФО, в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, относятся к числу наименее экономически развитым субъектам РФ. Для них характерна высокая степень безработицы, сложная криминогенная обстановка и напряженная этнополитическая ситуация.
Созданный Северо-Кавказский туристско-рекреационный кластер способен стабилизировать социальную обстановку в регионе, ликвидировать его экономическую отсталость, обеспечить устойчивое развитие Северного Кавказа и расширить стратегические (геополитические) возможности Российской Федерации на Кавказе.
Вместе с тем, имеется ряд проблем, ограничивающих динамичное развитие кластерного образования и сокращающих его жизненный цикл. К таким проблемам следует отнести: пассивность малого бизнеса, который лежит в основе бизнес-модели туризма как сферы деятельности; отсутствие приемлемого баланса между рисками и доходностью, что часто является причиной низкой заинтересованности бизнеса в реализации проекта; высокий уровень криминализации обстановки, что обусловливает ограниченность финансовых возможностей малого и среднего бизнеса; необходимость обеспечения безопасности проекта как следствие социальных проблем в регионе; неразвитость системы формирования спроса отечественных потребителей на турпродукты кластера; недостаточная корреляция регионального статуса проекта и действий федерального центра; значительный кадровый дефицит ТРК. Следует отметить, что проблемы, возникающие в ходе реализации проекта ТРК в Северо-Кавказском регионе прежде всего обусловлены пробелами в кадровом обеспечении на всех организационных уровнях. В связи с этим возникает необходимость в формировании механизма развития интеграционного образования, позволяющего преодолеть кадровые барьеры и увеличить временной интервал динамичного функционирования ТРК на основе максимального использования регионального потенциала.
Инвестиционный проект по формированию ТРК, включающего 5 горноклиматических курортов Мамисон, Лагонаки, Матлас, Эльбрус и Архыз, реализуется в два основных этапа: 1. Этап строительства объектов комплекса. На данном этапе имеет место и прогнозируется в перспективе дополнительное увеличение объема выполняемых работ по виду экономической деятельности «Строительство», что обусловливает рост кадровой потребности отрасли (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика дополнительной потребности в кадрах для строительства объектов ТРК, чел.
2. Этап ввода курорта в действие. На данном этапе построенные объекты (в том числе и инфраструктурные) предполагается передать на баланс организаций ТРК. Дополнительный ввод в эксплуатацию основных средств по таким видам экономической деятельности как "Производство электроэнергии, газа и воды", "Операции с недвижимостью и предоставление услуг", "Гостиницы и рестораны" приведет к увеличению потребностей в кадровом обеспечении (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика дополнительной потребности в кадрах по видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Операции с недвижимостью и предоставление услуг», «Гостиницы и рестораны», чел.
На этапе ввода курортов ТРК в действие в силу межотраслевого взаимодействия потребность в кадрах увеличится не только по видам деятельности, непосредственно связанным с деятельностью горноклиматического курорта, но и в смежных (обеспечивающих) отраслях, к которым следует отнести сельское хозяйство; производство пищевых продуктов, напитков и табака; оптовую и розничную торговлю и обслуживание; транспорт и связь.
При этом следует отметить, что рост объемов выполненных работ по транспортной сфере будут иметь место не только на этапе обеспечения действующих туристических объектов, но и на этапе их строительства, в виде увеличения объемов транспортировки строительных материалов. Дополнительная потребность в кадровых ресурсах смежных отраслей, обеспечивающих деятельность ТРК, значительна и к 2025 году составит 122 873 человек (рис.4).
Рисунок 4. Динамика дополнительной потребности смежных отраслей в кадрах (в среднегодовом выражении, с накоплением), чел.
Разработка концепции управления процессами экономической интеграции в рамках данного исследования проводилась на основе следующих положений: ТРК как интеграционное образование должен быть встроен в региональную экономическую систему; повышение эффективности организаций, составляющих кластерную агломерацию должно обеспечиваться разновекторным совместным использование потенциальных преимуществ региона; выбор направления диверсификации деятельности ТРК должен осуществляться на стыке «узких» мест в его деятельности и проблем региона; обязательное соответствие содержания концепции принятым базовым регламентам регионального развития.
Выявлены две основные точки сопряженности в развитии двух экономических систем (ТРК и региона в целом) – образовательная деятельность как источник кадровых ресурсов и аграрное производство как основная обеспечивающая отрасль. Поэтому концепция управления процессами экономической интеграции в туристско-рекреационной сфере региона на основе диверсификации деятельности кластерной структуры должна быть ориентирована первоначально на формирование образовательного кластера, функционирование которого должно стать основой для создания агропромышленного кластера (рис.5).
Привлечение квалифицированных сотрудников на работу в СКФО, Краснодарский край и Республику Адыгея из других регионов РФ или из-за границы может стать временным решением проблемы. Максимально возможный мультипликативный эффект развития местной экономики (не только курортно-рекреационной отрасли) возможен, если создаваемые рабочие места будут заняты местными кадрами. Для этого необходимо создать условия для повышения квалификации и непрерывного обучения местных специалистов по востребованным специальностям и профессиям, которые могут быть обеспечены на основе создания отраслевого образовательного кластера.
Необходимость создания образовательного кластера на первом этапе реализации концепции обусловлена наличием кадровой проблемы как барьера регионального развития, так и кластерной структуры. В частности, в «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.» отмечается, что проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех областях экономики: туризм, санаторно-курортная сфера, государственное управление, пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство, здравоохранение и др.
Рисунок 5. Концепция управления процессами экономической интеграции в туристско-рекреационной сфере Северо-Кавказского региона
В современной ситуации для образовательной сферы субъектов СКФО характерен низкий уровень образования населения при низком уровне дохода, действующие образовательные учреждения не обеспечивают подготовку кадров в соответствии с отраслевой потребностью, как в количественном, так и в качественном отношении. При этом программы обучения не имеют практической направленности.
В целом образовательная сфера территорий охвата ТРК характеризуется неравномерностью темпов роста сети образовательных учреждений, имеет место избыточный прием и выпуск учреждений высшего профессионального образования, структура подготовки кадров не соответствует перечню востребованных специальностей. Поэтому институциональное формирование образовательного кластера как системы социального лифта для обеспечения опережающего формирования человеческого капитала в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными в стратегических документах Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Республики Адыгея, должно быть ориентировано на решение следующих задач:
Отраслевой образовательный кластер в области туризма и сервиса - это объединение учреждений профессионального образования и социальных партнеров для обеспечения потребности региональных рынков труда в области туризма и сервиса, а также смежных отраслей, в первую очередь в сфере агропромышленного производства.
Образовательный кластер станет платформой для процесса стимулирования создания новых рабочих мест и будет способствовать:
Модель предлагаемого отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса представлена на рис. 6.
Рисунок 6. Модель отраслевого образовательного кластера в области туризма и сервиса на базе субъектов СКФО, Краснодарского края и Республики Адыгея ⃰
⃰Принятые сокращения:
Целесообразно определить ядро кластера – ведущие вузы профессионального образования. Критерии выбора участников ядра образовательного кластера должны быть ориентированы на учет имеющейся учебно-методической базы, опыта подготовки специалистов в области туризма и сервиса, геостратегического положения образовательных учреждений. Учет данных критериев позволил определить в качестве участников ядра кластера "Северо-Кавказский федеральный университет" (Ставропольский край), "Кубанский государственный университет" (Краснодарский край) и "Российский Международный Олимпийский Университет".
В состав кластера включен Пятигорский филиал "Северо-Кавказского федерального университета", который создан и развивается как центр непрерывного профессионального образования, имеет выгодное геостратегическое положение в регионе. Кроме того, на базе этого филиала создан межрегиональный ресурсный центр в области туризма и сервиса (МРЦ), в который входят ряд колледжей и лицеев. Включение в образовательный кластер "Ставропольского государственного аграрного университета" обусловлено необходимостью формирования стратегической базы дальнейшего развития ТРК в направлении диверсификации деятельности в области агропромышленного производства. Кроме того, необходимо учитывать, что в Ставропольском крае создан МРЦ в области сельского хозяйства.
Включение в образовательный кластер «Кубанский государственный университет» обусловлено тем, что этот вуз занимает ведущее место в рейтинге ОУ ВПО по Южному федеральному округу и реализует наибольшее число основных профессиональных образовательных программ в области туризма и сервиса.
Создание Корпоративного Университета (КУ) в рамках образовательного кластера определяется необходимостью построения системы долгосрочного корпоративного обучения и развития персонала в регионе. При построении организационной структуры КУ целесообразно обеспечить охват структурными подразделениями трех основных функциональных зон – обучение персонала, оценка персонала, развитие деятельности. Рекомендуемая организационная структура КУ с учетом содержания указанных функциональных зон представлена на рис. 7.
Прибывающим на территорию ТРК туристам должен быть обеспечен уровень оказываемых услуг, соответствующий мировым стандартам. Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации в туристско-рекреационной отрасли. Основная цель системы оценки и сертификации квалификаций в туристско-рекреационной отрасли - обеспечение гарантии соответствия специалиста в области туристической деятельности сертификационным требованиям, правилам, единым стандартам и процедурам оценки и сертификации.
Рисунок 7. Принципиальная организационная структура КУ
Процедура оценки и сертификации является сложной как по составу участников, так и по характеру их взаимодействия. От качества такого взаимодействия зависит и результат оценочной и сертификационной деятельности. Поэтому для оптимизации и повышения эффективности процесса оценки и сертификации автором разработан механизм взаимодействия Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) с другими участниками интеграционного образования (рис. 8).
Рисунок 8. Механизм взаимодействия участников процесса оценки и сертификации квалификаций в кластерном пространстве
Кластер как достаточно подвижная интеграционная структура с размытыми границами не исключает, а наоборот предполагает активное взаимодействие не только между участниками кластерного пространства, но и за его пределами. Особую актуальность приобретают связи с представителями власти и профессиональных сообществ.
Поэтому разработан механизм взаимодействия участников интеграционного формирования с вышеперечисленными субъектами (рис. 9), позволяющий согласовать совместные усилия в области реализации Северо-Кавказского туристического проекта.
Создание курортов приведет к ускоренному росту ВРП территорий, входящих в ТРК. Совокупный вклад в ВРП всех субъектов Федерации, на территории которых будет реализован проект ТРК (от развития туризма и развития смежных отраслей), составит к 2025 г. более 578 млрд. рублей.
Рост ВРП будет сопровождаться соответствующим увеличением налоговых поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Устойчивая положительная динамика налоговых поступлений будет достигнута уже к 2016 г. после ввода в эксплуатацию первых очередей курортов, в первую очередь, за счет НДС. Прогнозируется совокупный объем налоговых поступлений от курортов ТРК за время реализации проекта к 2025 гг. в объеме более 377 млрд. рублей.
Одной из важнейших социально-экономических задач, решаемых благодаря формированию ТРК, должно стать создание новых рабочих мест. Предполагается, что в результате реализации проекта к 2025 г. будет создано в туристической отрасли – 75 954 новых рабочих мест, в смежных с туризмом отраслях – 87 884 новых рабочих мест.
В заключении следует отметить, что все предложения лежат в одной теоретико-методологической плоскости развития системы управления интеграционным формированием и ориентированы на решение проблем реализации перспективных для национальной экономики сфер деятельности с использованием кластерных механизмов.
Рисунок 9. Механизм взаимодействия участников интеграционного формирования с органами исполнительной власти, образовательными учреждениями и другими заинтересованными организациями