Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
С.Б.Мухамбетов (к.т.н., доц., ПФ МИИТ)
Управление электропотреблением объектов тяговой и нетяговой энергетики является одним из путей повышения энергетической эффективности на железнодорожном транспорте. В статье приведена методика управления электропотреблением крупного железнодорожного узла путем изменения режима работы нетяговых потребителей электроэнергии.
Экспериментальные исследования методов прогнозирования и алгоритмов выбора электроприемников потребителей-регуляторов позволили выбрать соответствующие методы, которые дают минимальную погрешность в эксплуатационных условиях. Т.е. на верхнем уровне контура управления режимом электропотребления учитываются требования по учету электроэнергии, а на нижнем - реальные характеристики потребителей – регуляторов.
Целью математического моделирования процессов прогнозирования и оценки ущерба является установление ограничений по электропотреблению для выбранных потребителей – регуляторов.
В качестве потребителей-регуляторов были выбраны вагоноремонтное депо дирекции по обслуживанию пассажиров (ВРД-15) и ремонтное локомотивное депо ст. Саратов 2 (ТЧр-16). Для выполнения необходимых расчетов, было проведено энергетическое обследование данных предприятий.
Система электроснабжения ВРД-15, находясь в рабочем состоянии, потребляет значительное количество электроэнергии.
В таблице 1 представлен анализ отклонения фактического расхода от планового в 2015 году. Из таблицы видно, что превышение фактического расхода над планируемым расходом в 2015 году не наблюдается. Самое большое отклонение фактического расхода от планируемого было в июне и составило - 33 %.
В целом, из таблицы видно, что потребление электроэнергии носит в основном выраженный сезонный характер: в зимний период потребление электроэнергии возрастает по сравнению с летним периодом.
Таблица 1
Анализ расхода электроэнергии по ВРД - 15 за 2015 год
Период |
Производственный расход за 2015 год, (тыс. кВт час) |
Отклонение фактического расхода от планового, (%) |
|
Плановый |
Фактический |
||
январь |
903 |
732,93 |
- 19 |
февраль |
770 |
725,21 |
- 6 |
март |
664 |
614,74 |
- 7,5 |
апрель |
550 |
490,3 |
- 11 |
май |
500 |
431 |
- 14 |
июнь |
500 |
334,82 |
- 33 |
июль |
364 |
385,91 |
6 |
август |
417 |
362,87 |
- 13 |
сентябрь |
450 |
429,74 |
- 4,5 |
октябрь |
585 |
545,35 |
- 7 |
ноябрь |
660 |
632,9 |
- 4 |
декабрь |
650 |
640,04 |
- 1,5 |
Итого: |
7013 |
6325,81 |
- 10 |
В итоге в 2015 году суммарный фактический расход электроэнергии составил 6325,81 тыс. кВт×ч, а планируемый расход электроэнергии – 7013 тыс. кВт×ч, превышение планируемого расхода над фактическим по ВРД -15 составило –687,19 тыс. кВт×ч (10 %).
Суммарная установленная мощность электрооборудования ВРД-15 составляет 5636,36 кВт.
Аналогичным образом был проведен анализ электропотребления ТЧр-16. Отмечено, что превышение фактического расхода над планируемым расходом в 2015 году не наблюдается. Самое большое отклонение фактического расхода от планируемого было в сентябре и составило 24,3 %. Потребление электроэнергии на предприятии, как и на ВРД-15, носит в основном выраженный сезонный характер: в зимний период потребление электроэнергии возрастает по сравнению с летним периодом.
В итоге в 2015 году суммарный фактический расход электроэнергии составил 4130,231 тыс. кВт×ч, а планируемый расход электроэнергии – 4501,56 тыс. кВт×ч, превышение планируемого расхода над фактическим по ВРД -15 составило –371,329 тыс. кВт×ч (8,25 %).
Доля ВРД-15 в суммарном электропотреблении Саратовского узла составляет, в среднем, около 10,54 % в месяц.
ОАО «Саратовэнерго» питает 3 тяговые подстанции с суммарным электропотреблением около 15 млн.кВт*ч в месяц.
Поэтому, в суммарном электропотреблении всех тяговых подстанций, доля ВРД-15 в среднем составит 3,5 % .
Для ТЧр-16 эти параметры составят 6,89% и 2,3% соответственно.
Рассмотрим случай, когда вырос объем перевозок, и выросло электропотребление всего узла, т.е. возникла угроза перерасхода электроэнергии.
Для расчета ограничений по электропотреблению представим исходные данные в табличном виде (табл. 2,3.),обозначив р1,р2, р3*, р4*-минимальные и максимальные мощности оборудования в рабочее и нерабочее время.
Таблица 2
Параметры потребителей-регуляторов
ПР |
Pуст, кВт |
Электропотр. кВт ч |
р1, кВт |
р2, кВт |
р3*, кВт |
р4*, кВт |
Ущерб, руб/ч |
Раб. время, ч |
Нераб. время, ч |
|
На 20 день |
План |
|||||||||
ВРД-15 |
5636,36 |
488 620 |
907 000 |
1127,27 |
4509,09 |
281,81 |
1127,27 |
25750 |
56 |
184 |
ТЧр-16 |
4453,2 |
312 015 |
478 940 |
1169 |
3563,01 |
179,7 |
1169 |
28612 |
56 |
184 |
Таблица 3
Параметры электропотребления Саратовского узла
Месяц |
Электропотр. за 20 суток, кВт*ч |
Электропо-требление на тягу поездов+остальные потребители (на 20 сутки) |
По договору |
По договору тяга+сторонние
|
Прогноз, кВт*ч |
Прогноз, тяга+остальные потребители |
DW, кВт*ч |
DW, % |
Тариф, руб./кВт*ч |
Штраф, Руб. |
январь |
3636773,3
|
2836138,3
|
4 901 182 |
3515242
|
5 455 160 |
4254207,5
|
553 978 |
11, 3 |
2,36 |
5115432,85 |
Для решения поставленной задачи воспользуемся алгоритмом математического моделирования процессов прогнозирования и оценки ущерба [1].
На рис. 1 изображено графическое представление методики расчета.
Для фиксированных номеров решается оптимизационная задача:
где
где η - коэффициент ущерба.
Причем всегда имеют место неравенства
Произведем необходимые расчеты для tk=20, T=30 суток:
Рассчитаем величину С:
Рассчитаем величину d:
Для ВРД-15:
Решением задачи будет:
Если
x1*= 1227,27 кВт
x2*= 281,81 кВт
Т.е. для минимизации ущерба железной дороги необходимо поддерживать мощность электроприемников ВРД-15:
В рабочее время (56 часов) – 1227,27 кВт
В нерабочее время (184 часа)- 281,81 кВт
Для ТЧр-16:
Рассчитаем величину С:
Рассчитаем величину d:
Если
x1*= 1163 кВт
x2*= 179,7 кВт
Т.е. для минимизации ущерба железной дороги необходимо поддерживать мощность электроприемников ТЧР-16:
1.В рабочее время (56 часов) – 1163 кВт
2.В нерабочее время (184 часа)- 179,7 кВт
При использовании дополнительных потребителей-регуляторов подобного типа, величина регулирования электропотребления возрастает. Число потребителей - регуляторов увеличивается в крупных железнодорожных узлах.
Таким образом, электропотребление ВЧД-15, ТЧР-16 за тридцать суток месяца составит:
После проведения управляющих воздействий глубина снижения электропотребления по сравнению с договорным составит 5,12%.
Литература