Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Мастерство и творчество педагога

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Соколова Наталья Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 9750
Показать PDF версию Мастерство и творчество педагога

Соколова Наталья Николаевна
преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО «ДМШ» пос. Свободный Свердловской области E-mail: urist-sokolova@mail.ru

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства и творчества особенно актуальными для современной теории и практики воспитания.

Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как «высший уровень педагогической деятельности..., проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов» [2, с. 20], или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обу­чения» [3, с. 739], или как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя» [5, с. 30].

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Опираясь на исследования Кузьминой Н.В., Гоноболина Ф.Н., Крутецкого В.Н. и
других, можно выделить следующие шесть ведущих способностей личности к
педагогической деятельности:

1) коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

2) перцептивные способности — профессиональная зоркость, педагогическая интуиция;

3) динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

4) эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;

5) оптимистическое прогнозирование — опора на положительное в становлении личности каждого человека;

6) креативность — способность к творчеству.

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [4, с. 670].

Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.

Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; ана­лизирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею — гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи.

Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, то есть стремление к возможно более полной реализации своих сил в профессиональной деятельности.

Важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Педагог как «автор» саморазвития должен обладать следующими качествами: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать профессиональную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с коллегами.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1, с. 74].

Педагогический идеал — это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал — это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.

Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством.

Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Имея в виду одно значение слова «учитель» — передающий знания, мы порой неосознанно упускаем или недооцениваем второе его значение — наставник, то есть наставляющий, как жить, а именно это второе значение — главное. Оно и в первую очередь оно определяет гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю А.П. Куницыну волнующие строки:

«...Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...»

Библиографический список

  1. Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956.
  2. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. — Гомель, 1976.
  3. Педагогическая энциклопедия. — М., 1965. — Т. 2.
  4. Философский энциклопедический словарь. — М, 1983.
  5. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. докт. дис. — Л., 1968.