Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «КУКОЛКА ДОБРЫХ ВЕСТЕЙ» (ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Пожидаева Арина Владимировна, Лариса Геннадьевна Богославец, Гордеева Людмила Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2022»  (октябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 514
Показать PDF версию МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «КУКОЛКА ДОБРЫХ ВЕСТЕЙ» (ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Л.Г. Богославец,
кандидат педагогических наук, доцент,
Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул, Россия

Л.Н. Гордеева,
руководитель отделения по дошкольному образованию
краевого учебно-методического объединения АИРО,
аспирант АлтГПУ, заведующий МБДОУ «Детский сад № 56»

Статья подготовлена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме: «Научно-методическая подготовка учителя к работе с информационными ресурсами мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров

Аннотация: В статье рассматривается пример использования возможностей активной формы методической работы — мастер-класса — в процессе подготовки педагогов к использованию ресурсов и возможностей Исторического парка «Россия — моя история». Обозначается тематическая направленность и задачи мастер-класса для педагогов дошкольного образования в аспекте ознакомления дошкольников с историческим прошлым родного Отечества.

Ключевые слова: Отечество, дошкольное детство, народная кукла, традиции, педагоги дошкольной образовательной организации, мастер-класс.

Основная миссия деятельности профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) выработка ценностно-смыслового, нравственно-патриотического единства в педагогическом коллективе через организацию целенаправленной, содержательно-интересной продуктивной деятельности и презентации ее результатов.

Успешность современного дошкольного образования невозможна без постоянного и своевременного профессионального развития педагогов. Реализация данной задачи требует качественного обновления и инновационной стратегии целостного образовательного процесса через самообразование педагогов, внедрение технологий гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Современный педагог должен уметь мыслить и действовать сообразно новым требованиям профессионально-педагогической деятельности, обладать способностью к концептуальному мышлению, владеть проектно-технологическими знаниями и ИКТ в рамках организационной детяельности ознакомления детей дошкольного возраста с ресурсами Исторического парка «Россия — моя история», организаторской музейной педагогикой, коммуникативными и исследовательскими свойствами при возрастающих требованиях семьи, общества, государства и качеством дошкольного образования; показателями успешной социализации этапа дошкольного детства, передачи воспитанникам лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, качественной подготовки достойных граждан России [1].

Мастер-класс (от англ. mastor — лучший в какой-либо области + clas — «занятие, урок») — современная форма организации обучающего тренинга — семинара для отработки практических навыков по изготовлению из ткани Куколки добрых вестей с целью совершенствования профессионального уровня и обмена интересным, продуктивно-содержательным опытом участников, обогащения их кругозора, приобщения к инновационным областям знаний в сфере активного использования возможностей, ресурсов, экспозиционных выставок Исторического парка «Россия — моя история».

Сегодня для полноценного обеспечения единства интеграционных процессов образовательных областей образовательной программы дошкольного образования в структуре воспитательного, развивающего и обучающего пространства в ДОО для детей дошкольного возраста необходимо изучение новых информационных источников; реализация активных форм методической работы с педагогами, воспитанниками, родителями (законными представителями) воспитанниками при ознакомлении с ресурсами Исторического парка «Россия — моя история», поиска разработки и внедрения интересных мероприятий при ознакомлении дошкольников с историей родного Отечества.

Во многих ДОО Алтайского края организуются содержательные мероприятия в рамках ознакомления с ресурсами Исторического парка «Россия — моя история»: викторины «Мой край — Алтай»; конкурс конструирования «Макет крепости Древней Руси»; выставок творческих поделок методом оригами «Космос — Самолеты»; квест-игра «Моя родина — Алтай»; концерт-рассказ «Вначале было слово», конкурс юных чтецов «Пою моё Отечество» ДОО г. Барнаула.

Вместе с тем, одной из эффективных форм приобщения педагогов и воспитанников к использованию ресурсов и возможностей Исторического парка «Россия — моя история» выступает мастер-класс.

Отметим, что Мастер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена педагогическим опытом, объединяющая формат продуктивной деятельности и профессионального общения.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во всё время мастер-класса ведущий педагог рассказывает и что более важно показывает, как применять на практике новую форму работы или метод при использовании в образовательном процессе ресурсов Исторического парка «Россия — моя история». Тематическая направленность мастер-класса включает:

— «Обзор актуальных проблем и технологий»;

— Различные аспекты и приемы использования технологий (в нашем аспекте — процесс изготовления куколки из ткани);

— «Реализация авторских методов использования технологии на практике (способы объяснения и показа приемов изготовления куколок из ткани, поролона, деревянных ложек)» [2].

На базе МБДОУ «Детский сад № 56» г. Барнаула в рамках деятельности краевого учебно-методического объединения педагогов дошкольного образования Алтайского края, состоялся мастер-класс по теме «Изготовление Куколки добрых вестей».

Приобщение детей к народной культуре, развитие у них интереса к истории, традициям, искусству своего народа — одна из актуальных задач нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовании. Одним из интереснейших и эффективных методов работы с детьми в данном направлении выступает ознакомление с народной игрушкой, в частности с народной куклой.

Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех пор, как ее придумали наши предки. Куклы бережно передавались из рук в руки — от бабушки — к внучке. Интерес к народной кукле может развиться при условии участия ребенка в продуктивной деятельности, ручном труде по самостоятельному изготовлению подобных изделий [3].

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении народной куклы и ознакомления с ресурсами экспозиции «Куклы в старообрядческой одежде».

Задачи:

— знакомить с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Колокольчик» (Куколки добрых вестей);

— вызывать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности и работе с детьми;

— развивать творческие способности детей и взрослых;

— создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Участники мастер-класса: педагоги ДОО Алтайского края.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 56» г. Барнаула

Количество участников: 50 педагогов.

Ожидаемые результаты:

— создание куклы «Колокольчик» из тканевых лоскутков;

— повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей по созданию изделия по материалам экспозиции Исторического парка «Россия — моя история»;

— проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.

Оборудование: заготовки лоскутков ткани, тесьма, вата, нитки, пайетки, декоративные элементы, колокольчики.

В время проведения мероприятия — мастер-класса — на столе горит свеча в деревянном подсвечнике, звучит спокойная народная песня (акапелла).

ВВОДНЫЙ ЭТАП

Под народную музыку гости входят в зал, где их встречает педагог в народном костюме с куклой колокольчиком в руках.

Педагог. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поудобнее. Сегодня в этой уютной избе мы собрались, как раньше, в давние времена собирались на посиделки наши бабушки и прабабушки — рукодельничали, разговоры вели да делились друг с другом секретами своего мастерства. Я хочу поделиться с вами секретами изготовления традиционной народной куклы «Колокольчик». Но для начала предлагаю вам высказать свое мнение: какую роль выполняет кукла в воспитании современной девочки?

Участники мастер-класса высказывают свои мнения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

П е д а г о г. Кукла для ребенка всегда выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты. Традиционной игрушкой в бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.

Игровые куклы предназначены были для игры, забавы ребенка; обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в «красный угол», такие куклы делались обычно с белым лицом, они имели ритуальное значение.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы, при этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца приносит счастье, а с затаенной неприязнью — накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Лоскутки ткани и нитки для изготовления будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Обереговые куклы обязательно делались безликими, они защищали дом, семью, ребенка и служили защитой от зла и сглаза, оберегали от недругов.
Сегодня мы с Вами изготовим куклу «Колокольчик». (Показывает.) Эта куколка — веселая, задорная, доброжелательная приносит в ДОМ радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Куклу-Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное настроение и позитивные эмоции. Родина Куклы-Колокольчика — Валдай, что находится в Новгородской области, там же появились и известные валдайские колокольчики. (Показывает). Куколка похожа на колокольчик, а колокольчик — на силуэт женщины. Звон колокольчика не только очищает пространство, но и возвышает душу, делает ее светлее и ярче, наполняет радостью и доброжелательностью.

Считалось, что эта Кукла приносила добрые вести. Колокольчик, расположенный внутри, звенит, издавая приятный для слуха звук. В основе Куклы — три круга из ткани, которые означают три царства (как в сказках): медное, серебряное, золотое. И у человека счастье складывается тоже из трех частей: если телу хорошо — Душе радостно, дух спокоен, человек вполне счастлив. Куколка-Колокольчик является незаменимой помощницей, если что-то не ладится, помогает тому, кто отправляется в дорогу, в далекий путь. А тот, кто ждет в жизни чего-то хорошего, без этой Куколки просто не может обойтись!

Так давайте же поскорее приступим к изготовлению этих добрых, чудесных куколок.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

П е д а г о г. Для изготовления Куклы-Колокольчика нам понадобятся три крупных лоскута ткани разного цвета, один меньше другого (диаметр большего около 20 см. второго — 18-19, третьего — 16-17 см), небольшой треугольный кусочек ткани для платочка, белый прямоугольный кусок для рук, кусочек ваты и маленький колокольчик (по желанию).

1. В центр большого лоскута кладем ветошь (или вату), фор­мируем голову, сразу прикрепляем к ней колокольчик и обвязы­ваем нитью на шее, пришиваем.

2. Аккуратно расправляем складочки. Поверх на голову надеваем второй круглый лоскут также перевязываем на шее, а затем и третий, самый малень­кий. Получается основа — Ку­колка в трех юбках.

3. Квадратный лоскут ткани по диагонали надеваем на голову куклы, расправляя уголки в стороны, — это будут руки. Перевязываем на шее, формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью; уголки «рубахи» спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу Куколки.

4. Чтобы повязать Кукле-Колокольчику платок, подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получается куколка в платочке, край рубашечки может быть виден. Платок должен обхватывать лоб, в основном в старину так и завязывали. Девушки могли завязывать с уголком над лбом. Колокольчик готов!

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Педагог. Вот какие замеча­тельные куклы у нас получи­лись!

Уважаемые коллеги, подели­тесь своими впечатлениями- какие чувства вы испытывали при изготовлении куклы?

Педагоги делятся впечатления­ми.

Кукла — создание талантли­вых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой Души присутствует в каждой Куколке. Пусть Куколка, сделан­ная вашими руками, станет укра­шением и защитой вашему дому, а может быть, кто-то из вас захочет подарить ее хорошему чело­веку. И тому, кому мы ее подарим будут помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

Мне хочется пожелать всем вам побольше добрых вестей, радости и благополучия, мира и радости вашему дому!

Библиографический список

1. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2006

2. Методические рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического парка «Россия — моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в образовательных организациях. — М. Городской методический центр. — 2016

3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011