Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Баранова Татьяна Викторовна
студентка ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ
«ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)», Россия, г.Тула
Е-mail: venev.tusgi@yandex.ru
Научный руководитель: Мигай Алексей Юрьевич
к.т.н., доцент. Кафедры Менеджмента ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ
«ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ) )», Россия, г.Тула
Аннотация: Малые и средние предприятия являются одной из движущих сил экономической системы государства. Проведен краткий анализ развития малого и среднего предпринимательства. Очерчены проблемы развития малого бизнеса. Описаны меры поддержки малого бизнеса.
В настоящее время государство демонстрирует значительный интерес к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. По последним оценкам, в России насчитывается порядка 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако, несмотря на декларируемые и реально предпринимаемые правительством меры поддержки, ситуация коренным образом не меняется, более того, в 2014 г. уже наблюдается отрицательный тренд развития данного сектора экономики. Так, за 2014 год 600 тыс. предпринимателей прекратили свое существование. По сравнению с 2013 г. увеличилось число предприятий, отметивших ухудшение своего финансового положения: 33,3% в 2014 г. против 29,4% в 2013 г. Замедляются и темпы роста оборотов предприятий, их инвестиционное развитие.
Рассматривая отраслевую структуру сектора МСП, следует отметить, что по мере увеличения компании ее специализация меняется в сторону более сложных видов деятельности. Так, основная часть индивидуальных предпринимателей и микропредприятий осуществляет деятельность в сфере торговли (около 54 и 45,8 % соответственно). Малые предприятия – юридические лица специализируются на предоставлении услуг (34,4 %). Большая часть средних предприятий осуществляет деятельность в промышленном секторе - 27,3 % [3].
Таким образом, отраслевая структура малого и среднего предпринимательства также не соответствует приоритетам развития реального сектора экономики и формирования инновационного общества: основной массив занимают организации сферы торговли и услуг (70%), на производственные предприятия приходится лишь 15%. Аналогичный отраслевой расклад наблюдается и в структуре кредитного портфеля банков: 50% ссуд предоставлены предприятиям торговли; обрабатывающим производствам и сельскому хозяйству - 13% в совокупности.
На малых и средних предприятиях занято 17,8 млн. человек (без учета внешних совместителей), или около 25 % общей численности занятых в экономике [3].
Большая часть занятых в секторе МСП приходится на малые предприятия – юридические лица (без учета микропредприятий) (36,3 % общего числа занятых в секторе МСП) и на индивидуальных предпринимателей (30,2 %). На средние предприятия приходится только 9,2 % занятых в секторе МСП [1].
Среднее число работников на малом предприятии в 2014 году составило
27,5 человека. Доля субъектов МСП в ВВП составляет 20–21 % [3].
Оборот субъектов МСП в 2014 году составил 38,8 трлн. рублей. Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами МСП – юридическими лицами, в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25 %.
Объем инвестиций в основной капитал у субъектов МСП в 2014 году достиг уровня 778,9 млрд. рублей.
По оценке самих представителей МСП, недоступность финансовых ресурсов, в том числе заемных, в существенной степени влияет на низкие показатели инвестиционной деятельности и слабые показатели развития сектора МСП в целом. Основным источником инвестиций в развитие бизнеса остаются собственные средства (85%). Даже капитальные вложения преимущественно направляются на замену изношенного, выходящего из строя оборудования, а не на расширение бизнеса. Так, согласно данным Росстата, лишь 10% инвестиций малых и средних организаций осуществляются с целью развития бизнеса, расширения ассортимента производимой продукции [2].
Банковский кредит остается привлекательным, но зачастую недоступным источником ресурсов для осуществления инвестиций. Согласно опросу, проведенному МСП Банком среди 1214 предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, более половины респондентов хотели бы привлечь банковский кредит, однако максимально допустимая ставка кредитования составляет для них 12,91% годовых, что не соответствует среднерыночному уровню ставок для сектора МСП (15,5 - 16%) [2].
Меры поддержки субъектов МСП, реализуемые в Российской Федерации, можно условно разделить на две группы:
общесистемные меры поддержки;
ресурсные меры поддержки субъектов МСП в зависимости от вида деятельности и стадии развития компании.
Если общесистемные меры поддержки касаются нормативно-правового регулирования и затрагивают такие вопросы, как налогообложение, размещение государственного заказа, обеспечение доступа к недвижимому имуществу, снижение административных барьеров, то вторая группа мер направлена на формирование многоканальной системы финансовой поддержки, в рамках которой субъектам МСП предоставляется возможность получить как прямую финансовую поддержку, так и поддержку со стороны организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Cформированная к настоящему времени на федеральном уровне система финансовой поддержки субъектов МСП, состоит из следующих элементов:
программа поддержки субъектов МСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;
программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;
программы поддержки МСП в инновационной сфере, реализуемые «институтами развития» (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «РОСНАНО» и др.);
программа финансовой поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России;
программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком.
Средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами поддержки и развития субъектов МСП. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки МСП. В реализации программы задействованы все регионы страны.
Федеральным законом закреплено, что субъект РФ самостоятельно определяет виды деятельности индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых применяются «налоговые каникулы». Правительством РФ утверждена «дорожная карта» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Планируется, что за счет реализации «дорожной карты» на поддержку субъектов МСП в среднесрочной перспективе будет направлено не менее 1 трлн. рублей в год в форме закупок у крупных государственных компаний товаров, работ, услуг. Для достижения указанного целевого ориентира «дорожной картой» предусмотрена реализация мероприятий по следующим направлениям:
создание механизмов доступа субъектов МСП к закупкам заказчиков;
разработка мер поддержки МСП в рамках программ партнерства между заказчиком и субъектами МСП;
повышение прозрачности процедур закупки и снятие информационных барьеров для субъектов МСП;
снятие финансовых барьеров для субъектов МСП;
создание системы мотивации и мониторинга.
Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в рамках реализации программы Минэкономразвития России в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в размере до 500 тыс. руб. [2]
Список литературы
Банчева А.А. Индивидуальное предпринимательство в системе малого бизнеса. // Экономический журнал. №1 (37), 2015. С.11-18.
Гиблова Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу. // "Банковское кредитование", 2014, N 3. – С.11-19.
Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. 2014. Росстат. – М., 2015. - 86 с.