Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Митрушова М.Л.
Старший преподаватель,
Ташкентский государственный технический университет,
г. Ташкент, Узбекистан
На данное время в мировой науке нет конкретного понятия предпринимательства. Впервые в истории определение «предприниматель» было опубликовано во Всеобщем коммерческом словаре, который был издан в Париже в 1723 г. Суть понятия «предприниматель» состояла в том, что человек брал на себя «обязательство по производству или строительству объекта».
Для выявления сущности предпринимательства необходимо изучить мировой опыт исследования и изучения данного понятия.
Из всех имеющихся определений, в международной практике можно выделить четыре условных этапа эволюции научного определения и осмысления предпринимательства: сделать рисунок
I этап — приходится на XVIII в., представители — Р.Кантильон, М.Питерс, Р.Хизрич, А.Смит и др., изучение предпринимательства было связано с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска
II этап — приходится на начало XIX в., представили — Ж.Б.Сэю, Й.Шумпетеу, П.Друкеру и др., изучение основной отличительной черты предпринимательства — новаторство.
III этап — приходится на конец XIX и начало XX вв. представили — Р.Хизрич, М.Питерс, А.Хоскинг и др., сосредотачивается внимание на особых качествах, присущих только предпринимателям. Это способность быстро отреагировать на всякие изменения ситуации, которые затрагивают производственную, экономическую и социальную стороны жизни государства; индивидуальность в выборе точки зрения и принятии решения, наличие опыта способностей в управлении; а также роли «предпринимательства» и «предпринимателя» в экономической системе государства и мира.
IV этап приходится на настоящее время, в котором развитие теории предпринимательства акцентируется на управленческий и инновационный аспект.
В «Энциклопедическом словаре предпринимателя» понятие «предпринимательство» трактуется «предпринимательство (фр. enterprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [1].
В мировой практике предпринимательская деятельность характеризуется такими признаками как инициативность, ответственность к работе, самостоятельность при принятии решения, активный поиск, мобильность к изменениям рынка.
Развитие малого бизнеса и предпринимательства (МСП) это — занятость, а, следовательно, качество жизненного уровня населения страны, заполнения рынками необходимыми товарами и услугами, формирование и становление среднего класса, а также осуществление общественных программ.
Для формирования предпринимательства важны определенные экономические, социальные и правовые условия:
1. Экономические обстоятельства — это в первую очередь предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые имеют все шансы приобрести покупатели; размер денежных средств, которые они могут израсходовать на эти покупки и др.
2. Социальные условия, до этого всего, стремление клиентов покупать товары, отвечающие конкретным вкусам и предпочтениям. На различных этапах необходимости могут изменяться и находиться в зависимости от всевозможных моментов. Социальные условия определяют отношение отдельного индивидуума к работе, к условиям труда, предлагаемым делом. Ещё, предприниматель обязан решать социальные трудности работников: охрана здоровья, сохранение рабочих мест. Весомую роль несет подготовка и переподготовка кадров.
3. «Каждая предпринимательская деятельность действует в рамках правовой среды. До этого всего, речь идет о законодательстве, регулирующих предпринимательскую работу, создающих более подходящие условия для развития предпринимательства. Законы должны гарантировать: ускоренную и облегченную функцию открытия и регистрации компаний, защиту от государственного бюрократизма, улучшение налогового законодательства, развитие общей предпринимательской деятельности РФ и зарубежных государств и др.».
Принципы малого предпринимательства, которые можно сформулировать, проанализировав зарубежный и отечественный опыт:
— формирование среднего класса, что необходимо для политической стабильности в демократическом обществе;
— увеличиваются доходы граждан, соответственно уравнивая грани между социальными группами;
— отбор энергичных, грамотных индивидуальностей, для которых МСП становится первичной школой самореализации;
— создание новых рабочих мест;
— разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
— ликвидация монополии производителей;
— создание конкурентной среды;
— привлечение различных ресурсов (материальных, финансовых, природных, социальных) и более эффективное их применение;
— тесная производственная взаимосвязь между различными отраслями экономики.
Современное МСП можно охарактеризовать, как особый новаторский, c антибюрократическим стилем ведения хозяйства, которое находится в постоянном поиске новых вариантов и возможностей, ориентируется на инновационный продукт и технологии и имеет отличительную способность использовать необходимые ему ресурсы из самых разных источников.
Президент Международного союза предпринимателей Ж. Эхслена заметил, что МСП принадлежит к социально-экономическому процессу, в который входят множество элементов, таких как мораль предпринимателя, культура поведения, психологии, что должно соответствовать настоящему времени — времени больших изменений в технике, технологии, науки, производстве, жизни.
Поэтому к современному МСП предъявляется ряд требований социально-этического характера, такие как:
— ответственность перед обществом в сохранении чистой экологии и бережное использование существующих природных ресурсов;
— ответственность перед потребителем за выпуск качественных товаров, отвечающих соответствующих ГОСТам;
— ответственность перед наемными работниками, которая выражается в ненарушении Трудового Кодекса.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малых предприятий:
· самостоятельность и оперативность действий;
· получение максимум доходов;
· гибкость в принятии решений;
· оперативность в производственной деятельности;
· конфиденциальность деятельности;
· быстрое реагирование на изменения отечественного и зарубежных рынков;
· маленький штат персонала, который управляет МСП;
· восприимчивость к новациям;
· использование сфер, невыгодных для использования большому предпринимательству;
· адаптированность к местным условиям производства и оказания услуг.
В заключении можно сделать вывод, что МСП является важнейщим индикатором и элементом рыночной экономики государства, определяющий уровень темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Список использованных источников