Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Калиновская Ольга Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2022»  (октябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 652
Показать PDF версию ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Калиновская Ольга Владимировна
магистрант
Самарского государственного
социально-педагогического университета,
Россия, г. Самара
УДК 376.3

АННОТАЦИЯ:

В статье описывается система логопедической работы по развитию орального и артикуляционного праксиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматриваются основные этапы работы и направления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРАКСИС, ОНР.

Проблема повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию артикуляционного праксиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как у детей данной категории отмечается несформированность орального и артикуляционного праксиса, которые проявляются в трудностях принятия позы органами артикуляции, ее удержания, ощущении положения губ и языка в ротовой полости в данный момент, и совершения плавного переключения на другую позу. Все это проявляется в разной степени на состоянии звукопроизношения. Это подтверждают результаты экспериментального исследования по изучению уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса и праксиса руки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, они показали следующее:

— выявлено снижение кинестетических ощущений (им трудно принять заданную позу органами артикуляции и рукой и ощутить их положение в данный момент);

— детям легче принимать заданную позу с опорой на зрительный образец, чем по словесной инструкции;

— дошкольникам трудно как принять заданную позу, удержать ее и ощутить их положение в данный момент (страдает кинестетическая основа), так и совершить плавное и своевременное переключение органами артикуляции и пальцами рук (страдает кинетическая основа), не нарушив последовательность движений, заданный план действий;

— нарушения артикуляционного праксиса проявляются в трудностях принятия заданной позы органами артикуляции, трудностях совершения плавного переключения; в наличии замен звуков (близких по акустико-артикуляционным признакам); в пропусках, перестановках слогов в цепочках, в персеверациях и длительных паузах, связанных с трудностью переключения на следующий элемент моторной программы;

— у детей с моторной алалией в чуть большей степени отмечается снижение кинетического праксиса, связанного с нарушением переключаемости;

— у дошкольников со стертой дизартрией наблюдается в чуть большей степени нарушение кинестетического праксиса, связанного с трудностями принятия поз и ощущением органов артикуляции в ротовой полости.

Так, учитывая полученные количественные и качественные результаты исследования, можно обозначить этапы и направления коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи по развитию артикуляционного праксиса.

1) 1 этап: подготовительный

Цель: подготовить базу для работы по развитию артикуляционного праксиса. Направления работы:

1. нормализация тонуса мышц органов артикуляционного аппарата через дифференцированный логопедический массаж или элементы самомассажа [1], [2];

2. развитие кинестетической и кинетической основы праксиса руки;

2) 2 этап: основной

Цель: развивать артикуляционный праксис у старших дошкольников с ОНР с опорой на зрительный анализатор. [3] Направления работы:

1. развитие кинестетического и кинетического орального праксиса;

2. развитие кинестетического и кинетического артикуляционного праксиса;

3) 3 этап: итоговый

Цель: закреплять сформированные навыки артикуляционного праксиса. Направления работы:

1. закрепление навыков орального праксиса;

2. закрепление навыков артикуляционного праксиса.

В системе данной работы важно учитывать онтогенетический принцип при подборе речевого материала (последовательность появления звуков в норме речевого развития), а также использовать приемы технологии биоэнергопластики (соединение и координация движений кистей рук с принимаемыми позами и выполняемыми движениями органами артикуляционного аппарата) и моделирования артикуляционных укладов.

Все это поможет последовательно сформировать кинестетическую и кинетическую основы движений органов артикуляции и руки у дошкольников с ОНР, что является базой для развития правильного звукопроизношения и дальнейшей подготовки руки к письму.

Список литературы:

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — 319 с.;

2. Верясова, Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса [Текст] / Т.В. Верясова. — Екатеринбург, 2000. — 35 с.

3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие [Текст] / Е.Н. Краузе — 2-е изд. — СПб.: КОРОНА принт, 2009. — 80 с.