Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Калиновская Ольга Владимировна
магистрант
Самарского государственного
социально-педагогического университета,
Россия, г. Самара
УДК 376.3
АННОТАЦИЯ:
В статье описывается система логопедической работы по развитию орального и артикуляционного праксиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассматриваются основные этапы работы и направления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРАКСИС, ОНР.
Проблема повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию артикуляционного праксиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как у детей данной категории отмечается несформированность орального и артикуляционного праксиса, которые проявляются в трудностях принятия позы органами артикуляции, ее удержания, ощущении положения губ и языка в ротовой полости в данный момент, и совершения плавного переключения на другую позу. Все это проявляется в разной степени на состоянии звукопроизношения. Это подтверждают результаты экспериментального исследования по изучению уровня сформированности орального и артикуляционного праксиса и праксиса руки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, они показали следующее:
— выявлено снижение кинестетических ощущений (им трудно принять заданную позу органами артикуляции и рукой и ощутить их положение в данный момент);
— детям легче принимать заданную позу с опорой на зрительный образец, чем по словесной инструкции;
— дошкольникам трудно как принять заданную позу, удержать ее и ощутить их положение в данный момент (страдает кинестетическая основа), так и совершить плавное и своевременное переключение органами артикуляции и пальцами рук (страдает кинетическая основа), не нарушив последовательность движений, заданный план действий;
— нарушения артикуляционного праксиса проявляются в трудностях принятия заданной позы органами артикуляции, трудностях совершения плавного переключения; в наличии замен звуков (близких по акустико-артикуляционным признакам); в пропусках, перестановках слогов в цепочках, в персеверациях и длительных паузах, связанных с трудностью переключения на следующий элемент моторной программы;
— у детей с моторной алалией в чуть большей степени отмечается снижение кинетического праксиса, связанного с нарушением переключаемости;
— у дошкольников со стертой дизартрией наблюдается в чуть большей степени нарушение кинестетического праксиса, связанного с трудностями принятия поз и ощущением органов артикуляции в ротовой полости.
Так, учитывая полученные количественные и качественные результаты исследования, можно обозначить этапы и направления коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи по развитию артикуляционного праксиса.
1) 1 этап: подготовительный
Цель: подготовить базу для работы по развитию артикуляционного праксиса. Направления работы:
1. нормализация тонуса мышц органов артикуляционного аппарата через дифференцированный логопедический массаж или элементы самомассажа [1], [2];
2. развитие кинестетической и кинетической основы праксиса руки;
2) 2 этап: основной
Цель: развивать артикуляционный праксис у старших дошкольников с ОНР с опорой на зрительный анализатор. [3] Направления работы:
1. развитие кинестетического и кинетического орального праксиса;
2. развитие кинестетического и кинетического артикуляционного праксиса;
3) 3 этап: итоговый
Цель: закреплять сформированные навыки артикуляционного праксиса. Направления работы:
1. закрепление навыков орального праксиса;
2. закрепление навыков артикуляционного праксиса.
В системе данной работы важно учитывать онтогенетический принцип при подборе речевого материала (последовательность появления звуков в норме речевого развития), а также использовать приемы технологии биоэнергопластики (соединение и координация движений кистей рук с принимаемыми позами и выполняемыми движениями органами артикуляционного аппарата) и моделирования артикуляционных укладов.
Все это поможет последовательно сформировать кинестетическую и кинетическую основы движений органов артикуляции и руки у дошкольников с ОНР, что является базой для развития правильного звукопроизношения и дальнейшей подготовки руки к письму.
Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. — 319 с.;
2. Верясова, Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса [Текст] / Т.В. Верясова. — Екатеринбург, 2000. — 35 с.
3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие [Текст] / Е.Н. Краузе —