Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Питулько Сергей Юрьевич
Именно лизинг является тем методом, который может обеспечить обновление производственно-технической базы предприятий аэрокосмического комплекса в рамках внедрения крупномасштабных проектов даже при отсутствии соответствующих объемов первоначального капитала. Это объясняется тем, что в случае, если предприятие является лизингополучателем, ему передаются непосредственно основные, а не денежные средства, должный контроль использования которых не всегда можно обеспечить.
Кроме того, анализ функционирования отдельных предприятий аэрокосмической отрасли и ее инвестиционной привлекательности показывает, что она располагает основными факторами, позволяющими использовать в целях своего развития лизинг: в отрасли имеются научно-исследовательская и производственная база, сырье, материалы и комплектующие, квалифицированная рабочая сила, возможность поставок и необходимость закупки продукции как гражданского, так и военного назначения.
Необходимо отметить, что большинство выпускаемой аэрокосмической отраслью продукции - это идеальный капитал для такого метода финансирования, как лизинг. В то же время сама отрасль использует в своем производстве большое количество новейшей техники и прогрессивной технологии, которые могут быть объектом лизинга при реализации крупномасштабных проектов в интересах отрасли. Тем самым лизинг в аэрокосмической отрасли, с одной стороны, расширяет рынки сбыта за счет передачи аэрокосмической техники в лизинг, с другой - решает задачу обновления производственного потенциала посредством лизинга новых прогрессивных видов оборудования. По этой причине для того, чтобы максимально использовать преимущества лизинга, в том числе международного, разработчикам аэрокосмических проектов необходимо достаточно грамотно подойти к организации лизингового процесса.
В этой связи важнейшей задачей для специалистов, занимающихся вопросами лизинга, является выбор такой лизинговой компании (включая иностранную), которая обеспечит максимальный экономический эффект от внедрения инвестиционного проекта.
В связи с постоянным ростом числа лизинговых компаний выбор лизинговой компании, отвечающей условиям конкретного инвестиционного проекта, является достаточно сложным делом. Публикуемый в средствах массовой информации рейтинг ведущих лизинговых компаний не может служить единственным критерием для выбора лизингополучателем конкретной лизинговой компании. При этом до сих пор не разработаны критерии, которые, с одной стороны, позволили бы учитывать требования каждого конкретного клиента, а с другой - давали бы возможность всем потенциальным инвесторам принять участие в таком отборе.
В связи с этим в исследовании предпринята попытка систематизировать эти требования и представить их в виде общих критериев оценки и выбора лизинговой компании, которая будет отвечать требованиям соответствующего инвестиционного проекта.
Мною систематизированы базовые требования к лизинговым компаниям, которые представлены в виде критериев, рекомендуемых к использованию при выборе соответствующего источника и субъекта финансирования. К ним относятся: вид лизинговой компании по характеру ее деятельности; надежность компании; срок нахождения компании на рынке лизинговых услуг; добросовестность компании; источники финансирования лизинговой компании; наличие дополнительных выгод и услуг компании; сроки рассмотрения заявки и принятия решения; репутация компании.
Рассмотрим критерии оценки лизинговой компании.
Останавливая свой выбор на той или иной лизинговой компании, предприятие может не только отталкиваться от отзывов ее клиентов, но и самостоятельно запросить у лизингодателя всю недостающую документацию, так как информация о лизингодателе должна быть открытой. Работа по выбору компании предполагает также внимательное изучение уставных документов, бухгалтерского баланса, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и других документов, характеризующих компанию.
Таким образом, выбор лизинговой компании для реализации инвестиционного проекта является одним из существенных элементов лизингового процесса, который в дальнейшем предполагает разработку критериев, при помощи которых будет выбран эффективный вариант технического перевооружения аэрокосмической отрасли.
Разработанные критерии оценки используются в целях ранжирования лизингодателей на предварительном этапе анализа и окончательного выбора лизингодателя и наиболее эффективного варианта сделки (рис. 1.1).
При выборе метода финансирования сравнение самофинансирования, лизинга и кредита не представляет каких-либо сложностей, однако для лизингополучателя важно проведение анализа финансовых условий существующих предложений на рынке лизинговых услуг для выбора компании-лизингодателя и наиболее эффективного варианта сделки.
Для сравнения стоимости услуг лизингодателей в работе применяется критерий минимизации абсолютного значения дисконтированных затрат (DCi→min), которые рассчитываются по формуле, аналогичной формуле расчета чистой дисконтированной стоимости:
Рис. 1.1. Алгоритм выбора оптимальной лизинговой схемы
для аэрокосмических проектов
(1.1)
где: Pk – сальдо периодических и единовременных расходов и косвенных доходов (налоговая экономия) для k-го периода; r – ставка дисконтирования; LC – стоимость лизингового имущества; n – количество периодов; i – порядковый номер соответствующего лизингодателя.
Анализ сделок и выбор лизинговой компании проводится по наименьшему значению дисконтированных затрат i-го лизингополучателя.
Результаты анализа могут сильно различаться в зависимости от выбора ставки дисконтирования (или процента), поэтому необходимо обратить особое внимание на определение величины данного коэффициента. Критерием выбора соответствующей ставки дисконтирования можно считать минимально требуемую доходность лизингополучателя на инвестируемый им капитал. В общем случае любое привлечение источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: банкам необходимо выплачивать проценты за кредит, акционерам - дивиденды, лизинговым компаниям - проценты за осуществленные ими инвестиции.
Вследствие этого в целях окончательного выбора компании-лизингодателя после проведения рейтинговой оценки лизингодателей предлагается использовать следующий алгоритм.
В аэрокосмической отрасли лизинговые договоры достаточно сложны, их экономические условия полностью увязаны с договорами на поставку оборудования (в большинстве случаев это внешнеторговый контракт). Почти всегда оборудование изготавливается под заказ, срок от момента подписания договоров лизинга до поставки оборудования и его монтажа на территории лизингополучателя, как правило, составляет более года. Соответственно лизинговые платежи оплачиваются позднее, чем лизинговая компания начинает финансировать проект.
Рис. 1.2. Схема дисконтирования потоков лизинговых платежей:
LPk - лизинговый платеж за период; LCn - выкупная цена (остаточная стоимость); r - ставка процента (дисконтирования); n - количество периодов
Разработка инвестиционного проекта по техническому перевооружению предприятия аэрокосмической отрасли практически всегда проводится этим предприятиям самостоятельно, без привлечения лизингодателя, поэтому, с одной стороны, он несет все риски по лизинговой сделке, связанные с обязательствами изготовителя оборудования, а с другой — он досконально знает все экономические условия, связанные с закупкой оборудования, изложенные в договоре или внешнеторговом контракте. Часто эти условия дублируются и в лизинговом договоре.
Критерии выбора лизинговых компаний на основе анализа эффективности совершенно различных лизинговых сделок, которые заключаются с предприятиями аэрокосмической отрасли, имеют большое значение. Направляя коммерческие предложения по поставке предприятию оборудования в лизинг, компании указывают коэффициент удорожания оборудования, который равен общей сумме лизингового договора, отнесенной к плановым затратам лизингодателя. Предприятиям предлагается осуществить выбор наиболее выгодного предложения, соответствующего минимальному значению этого коэффициента. Однако сравнение по данному критерию не представляет практического интереса, так как не учитывает основных условий лизинговых сделок. По аналогии с эффективной процентной ставкой, которую Центральный банк РФ с 1 июля 2007 г. обязал коммерческие банки рассчитывать и доводить до заемщика, необходимо разработать и утвердить аналогичный критерий для лизинговых компаний.
Привлечение финансовых ресурсов для приобретения оборудования по лизингу основано на применении соответствующей ставки дисконтирования. Применительно к данному случаю для расчета ставки процента, который характеризует реальное удорожание оборудования для лизингополучателя, необходимо разбить весь срок проекта на периоды, составить систему линейных уравнений денежных потоков:
C1 = P0 - LP0
C2 = C1 + r1 · C1 + P1 - LP1
· · · (1.2)
Ck+1 = Ck + rk · Ck + Pk - LPk
· · ·
Cn+1 = 0,
где Ck – сумма долга лизингополучателя лизинговой компании на начало k периода; Ck+1 – сумма долга лизингополучателя лизинговой компании на начало k+1- периода; Pk – платежи, произведенные лизинговой компанией в k-периоде, составляющие плановые затраты компании по лизинговой сделке (отток денежных средств); LPk - лизинговые платежи, включая выкупную цену, аванс и т.д. (приток денежных средств); rk – ставка процента за период; n – конечный период.
Учитывая, что Сn+1 = 0, данная система уравнений решается методом последовательных приближений в стандартной программе Microsoft Excel (команда Сервис - Параметры - вкладка Вычисления, подраздел Итерации). Решение системы уравнений позволяет найти реальный коэффициент удорожания оборудования r:
r = rn · п. (6.3)
Критерием выбора компании-лизингодателя для лизингополучателя будет такой контракт, по которому рассчитанная ставка удорожания оборудования в соответствии с разработанной методикой окажется минимальной для лизингополучателя
Анализируя коммерческие предложения и уже заключенные договоры, можно сделать вывод о динамике изменения экономических условий за определенный период времени сотрудничества с конкретными лизинговыми компаниями, определить целесообразность продолжения работ с ними или принять решение о необходимости поиска новых партнеров, предлагающих более выгодные экономические условия лизинговой сделки.