Евразийский
научный
журнал

Лингвометодический потенциал интернет-комментария в практике РКИ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Белова Виктория Андреевна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 1602
Показать PDF версию Лингвометодический потенциал интернет-комментария в практике РКИ

Диссертационная работа на тему «Интернет-комментарий как вторичный жанр асинхронных гипержанров».

Интернет коммуникация является новой средой функционирования языка и потому актуальной для лингвистического изучения. Тема нашего исследования касается общей проблематики жанроведения, в рамках которой вопрос о жанрах интернет-коммуникации стояит наиболее остро. Жанры итернет-комментария не получил еще полного описания не установлены его жанрообразующие признаки. Комментарии на материале асинхронных гипержанров интернет-коммуникации не исследовались. Обращение к этому вопросу определяет актуальность нашего исследования. Объектом настоящего исследования являются интернет-комментарии функционирующие в асинхронных гипержанрах интернет-коммуникации.

Предметом исследования являются жанрообразующие признаки интернет-комментария, языковые средства реализации на концептуальном коммуникативном (уровне замысла) и текстовом уровне оргинизации. Цель научной работы заключена в  выявлении особенностей интернет-комментария, определяющих его своеобразие как жанра интернет-коммуникации.  

Для достижения данной цели определили ряд задач. Для начала рассмотрели основные характеристики интернет-коммуникации, проблемные вопросы теории жанров, понятие гипержанра, комментария, различные подходы и классификации. На основании теоретического анализа, выявили наиболее приемлемые для исследования определения, характеристики и жанрообразующие признаки, по которым проводился анализ  нашего материала. Был выбран такой подход определения жанра, при котором жанр исследуется из трёх уровней.

В соответствии с поставленной целью и задачами применялись следующие методы исследования: описательный метод, который включает сбор и семантизацию языкового материала, элементы прагматического анализа коммуникации, приемы стилистического анализа.

Материалом для исследования послужили тексты комментариев (350 фактов), взятых с всероссийского автомобильного форума «Drom», который занимает первое место по рейтингу популярности форумов рунета, тексты комментариев (350 фактов), взятых с блога «Самый сок», который входит в топ 10 наиболее популярных блогов рунета, и тексты комментариев (300 фактов) на гостевых страницах сообществ социальной сети «Вконтакте». Итого, для анализа нами была выбрана одна тысяча языковых фактов. Для начала были рассмотрены основные характеристики интернет-коммуникации, проблемные вопросы теории жанров, понятие гипержанра, комментария, различные подходы и классификации. На основании теоретического анализа были выявили наиболее приемлемые для исследования определения, характеристики и жанрообразующие признаки, по которым проводился анализ  материала. Был выбран такой подход определения жанра, при котором жанр исследуется по трём уровням.

На первом концептуальном уровне были опеделены особенности интернет-комментария как вторичного жанра.  К таким особенностям относятся: тематическое единство и структурная несамостоятельность. Об этом свидетельствуют выявленные языковые средства: повтор лексики, употребление слов, связанных системными отношениями, наличие связующих элементов (союзов, частиц, междометий, стоящие в начале комментария) и др. . Повторяющаяся лексика обеспечивает тематическое (смысловое) ядро,( Машина, греть, лексус, джип, автоподогрев, прогревать.) а слова, связанные разного рода системными отношениями, создают в комментариях расширение темы. (бензин, двигатель, расход, обороты,  мотор, масло, подвеска, резина, автосалон, салон, сервис.  ). Данные признаки говорят о вторичности комментария, о его привязанности к первичному тексту.

На втором уровне замысла на основе установки автора исходного текста и реакции комментатора были выявлены следующие коммуникативные цели: получение информации в ответе, получение совета, предоставление и обсуждение информации, выражение личного отношения. И затем,  уже на основе коммуникативных целей интернет-комментария определены типы пользователей: комментатор-советчик, комментатор-информатор, комментатор-единомышленник, комментатор-критик. Исходя из количества коммуникантов в интернет-комментариях встречаются следующие типы коммуникации: межличностная (от одного к одному) и массовая (от одного к многим).

Далее, обращаясь к композиционным особенностям, замечается, что в интернет-комментариях ярко проявляется диалогичность интернет-коммуникации. Диалогичность находит свое прямое выражение в ряде языковых средств, например: обращение, вопросительные структуры, использование побудительных предложений. Интернет-комментарии имеют двучленную структуру: во-первых обращение к пользователю, которое может быть выражено в виде никнейма и имени адресата или это может быть отрывок из текста пользователя, к которому направлено обращение (цитата). Обращение к пользователю с указанием никнейма характерно для социальной сети «Вконтакте», в то время как использование цитирования комментируемого текста характерно для форумов. И во-вторых основной текст, который может быть представлен вербально, с помощью добавления гиперссылки и не вербально.

На этом же уровне отмечается наличие особенностей письменной разговорной речи. Например: просторечий, жаргонизмов, разговорной и бранной лексики, употребление усечений и сокращений слов, использование междометий, фразеологизмов, употребление заимствованных слов, написанных кириллицей, личных и указательных местоимений, частотное употребление глаголов в форме повелительного наклонения. Для интернет-комментария характерна также синтаксическая неполнота, структурная незавершенность высказывания и графические способы передачи интонации.

И в заключении следует отметить, что взаимодействие коммуникантов определено правилами коммуникации в пределах гипержанра. И  участники этой коммуникации обладают общей апперцепционной базой и принадлежат к определенной социальной группе.

Данные особенности можно считать как особые жанрообразующие признаки. И поэтому они являются достаточными для определения интернет-комментария как вторичного жанра интернет-коммуникации.

Данные исследования могут быть использованы как лингвометодические разработки в практике РКИ в целях ознакомления иностранных учащихся с многофункциональностью русского языка.