Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
МАДАЛОВ Н.Э.
Термезский государственный университет
Старший преподаватель кафедры
английского языка и литературы
АННОТАЦИЯ
Статья посвящается изучению особенности преподавания иностранного языка взрослой аудитории и лингво-психологической специфике обучающихся при овладении иностранного языка. Определяются педагогические условия для продуктивного и эффективного изучения иностранного языка взрослыми, выявляются аспекты решения данного вопроса.
Ключевые слова: успешное обучение, продуктивное изучение, обобщённый метод, компетентный подход, взрослый студент.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the features of teaching a foreign language to an adult audience and the linguistic-psychological specificity of students in mastering a foreign language. Pedagogical conditions for productive and effective foreign language learning by adults are determined, aspects of solving this issue are identified.
Key words: successful learning, productive learning, generalized method, competence-based approach, adult learner (mature).
Огромное количество взрослых людей предпринимают усилия для продолжения своего образования по языковой вертикали, начиная изучение иностранных языков в зрелом возрасте. Это связанно с происходящими в мире глубокими интернациональными процессами либерализации общества, расширением международной торговли и возможностей сотрудничества с иностранными партнёрами в области экономики, политики, культуры и ростом туризма.
Однако именно взрослые испытывают повышенные трудности при изучении иностранного языка, что главным образом связанно с имеющимся безрезультативным предыдущим опытом изучения иностранного языка и с высокими требованиями к срокам обучения. Отсюда и возникает необходимость определения педагогических условий эффективного изучения иностранного языка взрослым. Успешное решение данной проблемы обусловлено, по крайней мере, двумя аспектами: 1) теоретическим изучением специфических особенностей обучения взрослых и формированием на основе этого принципа, практическое применение которых станет с условием успешного обучения взрослых иностранному языку и 2) выбором научно-обоснованной методики обучения иностранному языку взрослых в условиях дополнительного образования.
По мнению психологов, с возрастом улучшаются показатели логической памяти по сравнению с механической, но хуже становятся показатели кратковременной памяти. Положительным фактором является взаимосвязанность и скоординированность функций, что может компенсировать отдельные недостатки. Например, развитое логическое мышление, накопленный опыт, умение выводить умозаключения и суммы предъявленных знаний поможет восполнить объём кратковременной памяти. Лингвистический опыт — это совокупность всех знаний языкового характера, как в родном языке, так и в иностранных языках. Опыт может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на эффективность обучения. Недостаточный словарный запас в родном языке, особенно в профессиональной области, будет затруднять понимание и успешное усвоение лексических, а также грамматических конструкций.
Особую значимость в обучении взрослых приобретает мотивация, которая находит своё выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков.
Не вызывает сомнения, что обучение взрослых требует специфической организации учебного процесса и особых форм педагогического и андрогогического общения.
Требования и спрос взрослого обучаемого к результативности учебного процесса весьма высоки, и они вызваны не только ближайшими личными и профессиональными мотивами, интересами и потребностями, но и тем обстоятельством, что специалист склонён соизмерять эффективность своей профессиональной деятельности с результативностью учебного процесса. Работа с взрослой аудитории, состоящей из специалистов высокой квалификации, требует внимания к личности каждого обучаемого, учёта его социальной роли в жизни и обществе. Правильно организованное педагогическое общение позволяет интенсифицировать учебный процесс и повысить речевую активность обучаемых. Для создания оптимальных условий лингво-психического комфорта в процессе обучения следует стремиться к естественному не формальному общению, которая характеризуется дружеским участием, эмоциональной отзывчивостью и вниманием к собеседнику. Тон обращения должен быть предельно доброжелательно, доверительным, заинтересованным к взрослым студентам.
Одним из факторов интенсификации в этих методиках выступает принцип коммуникативности, предполагающий создание на занятиях ситуациях реальной коммуникативной деятельности, в ходе которой не преднамеренно усваиваются необходимые языковые средства. Это предопределило необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи, а также чтением и письмом и правильно встроенным произношением. Главной задачей метода обучения иностранному языку взрослых является овладение в условиях жесткого лимита времени иностранным языком как средство общения и средством познания. Для этого необходим минимум словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полного участия его как личности в процессе общения. Отбор словарного материала для курса обучения взрослых языку происходит по частотно-тематическому принципу, по их семантической стоимости, сочетаемости. Что касается грамматических явлений языка, то они все находят отражение в курсе обучения.
В работе с взрослыми обучающимися полностью оправдывает себя когнитивно-комуникативный метод, то есть обучение через познание, осмысление и понимание системы языка. Чистая имитация и репродукция может дать положительные результаты только в начальном этапе. Наиболее полно отвечают объявленным целям такие методики. В основу которых лёг личностно ориентированный подход. К практикуемым в настоящее время личностно ориентированным технологиям относятся: обучение в сотрудничестве, метод проектов, «портфель обучаемого», интернет-технологии, то есть речь идёт о формировании обобщённого метода овладении иноязычной речевой деятельностью, который получил сегодня название «компетентный подход». Это означает формирование различных компетенций: не только передача определённой суммой знаний, а формирование мнения, отношения, а также умения и желания дальше совершенствоваться. Что особенно важно при обучении взрослых.
Следуя за С.И.Змеевым в изучении особенности преподавания взрослым, мы склонны считать, что в условиях системы непрерывного образования изучение иностранного языка должно обязательно сопровождаться самостоятельным обучением. В связи с этим, можно говорить об актуальности формирования учебной самостоятельности взрослых на высоком уровне [2]. Для описываемой категории учащихся о владение иностранным языком не представляется достаточным при нескольких часах аудиторных занятий, при этом мы знаем, что сформированные к определённому возрасту личностные качества каждого из таких учащихся формируют особую форму восприятия включаемого в классе иноязычного учебного материала. Эффективное и полноценное обучение иностранному языку взрослых возможно лишь тогда, когда взрослые обучающиеся самостоятельно тренируют изучаемый материал, восполняя недостаточность иноязычной практики, демонстрируя стремление к самосовершенствованию.
Должное внимание необходимо обращать на такие междисциплинарные понятия, как «внимание», «память» и «мышление», которые при обучении взрослых приобретают специфический окрас, ведь именно эти категории обусловливают иноязычный образовательный процесс.
Внимание оказывает влияние на обучение взрослых иностранному как ни какой другой фактор, в связи с чем, его следует считать основополагающим. Вслед за Э.Г.Азимовым мы рассматриваем внимание как такую форму психологической деятельности, при которой учащийся сосредотачивается на определённом реальном или идеальном предмете в данный момент времени [1].
Некоторые учёные рассматривая данное понятие в педагогики и методике преподавании языков описывают его как способность обучающихся концентрироваться на конкретном объекте в процессе изучения этого объекта, при том, что данный процесс нацелен на более точное и полное овладение материалом [3,4,5].
По мнению многих ведущих мировых учёных-андрогогов, взрослый обучающийся имеет ряд отличий от обучающегося ребёнка. Основные из них следующие:
1. Взрослый обучаемый осознаёт себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и имеет большой жизненный опыт (в том числе учебный или научный);
2. Обладает высокой конкретной изначальной и материальной мотивацией к обучению, которая обусловлена возможностью решить свои профессиональные проблемы при помощи учебной деятельности;
3. Взрослый обучаемый всегда стремится к немедленному практическому применению полученных навыков знаний и умений в повседневной и профессиональной жизни;
4. Взрослый обучаемый всегда предъявляет повышенные и качественные требования в отношении конкретики и результатов обучения.
В рамках методики преподавание иностранных языков имеет смысл рассматривать языковую андрогогику, представляющей собой раздел методики, направленный на изучение различных способов эффективного управления процессом формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции у взрослых обучающихся.
Отсюда следует следующая особенность, состоящая в том, что взрослые обучающиеся способны осознанно выбирать продолжение образования в зрелом возрасте. Психолого-физиологические особенности включают самосознание, саморегуляцию, самокоррекцию и экономическую независимость, знание прав и законов в обществе сформированность системы морали и нравственности. Также обособляет их от более юных возрастных групп обучающихся наличие опыта в бытовой, социальной и профессиональной сферах жизни.
Литература: