Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЗРОСЛОГО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мадалов Навруз Эргашевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №6 2020»  (июнь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1066
Показать PDF версию ЛИНГВО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЗРОСЛОГО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

МАДАЛОВ Н.Э.
Термезский государственный университет
Старший преподаватель кафедры
английского языка и литературы

АННОТАЦИЯ

Статья посвящается изучению особенности преподавания иностранного языка взрослой аудитории и лингво-психологической специфике обучающихся при овладении иностранного языка. Определяются педагогические условия для продуктивного и эффективного изучения иностранного языка взрослыми, выявляются аспекты решения данного вопроса.

Ключевые слова: успешное обучение, продуктивное изучение, обобщённый метод, компетентный подход, взрослый студент.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the features of teaching a foreign language to an adult audience and the linguistic-psychological specificity of students in mastering a foreign language. Pedagogical conditions for productive and effective foreign language learning by adults are determined, aspects of solving this issue are identified.

Key words: successful learning, productive learning, generalized method, competence-based approach, adult learner (mature).

Огромное количество взрослых людей предпринимают усилия для продолжения своего образования по языковой вертикали, начиная изучение иностранных языков в зрелом возрасте. Это связанно с происходящими в мире глубокими интернациональными процессами либерализации общества, расширением международной торговли и возможностей сотрудничества с иностранными партнёрами в области экономики, политики, культуры и ростом туризма.

Однако именно взрослые испытывают повышенные трудности при изучении иностранного языка, что главным образом связанно с имеющимся безрезультативным предыдущим опытом изучения иностранного языка и с высокими требованиями к срокам обучения. Отсюда и возникает необходимость определения педагогических условий эффективного изучения иностранного языка взрослым. Успешное решение данной проблемы обусловлено, по крайней мере, двумя аспектами: 1) теоретическим изучением специфических особенностей обучения взрослых и формированием на основе этого принципа, практическое применение которых станет с условием успешного обучения взрослых иностранному языку и 2) выбором научно-обоснованной методики обучения иностранному языку взрослых в условиях дополнительного образования.

По мнению психологов, с возрастом улучшаются показатели логической памяти по сравнению с механической, но хуже становятся показатели кратковременной памяти. Положительным фактором является взаимосвязанность и скоординированность функций, что может компенсировать отдельные недостатки. Например, развитое логическое мышление, накопленный опыт, умение выводить умозаключения и суммы предъявленных знаний поможет восполнить объём кратковременной памяти. Лингвистический опыт — это совокупность всех знаний языкового характера, как в родном языке, так и в иностранных языках. Опыт может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на эффективность обучения. Недостаточный словарный запас в родном языке, особенно в профессиональной области, будет затруднять понимание и успешное усвоение лексических, а также грамматических конструкций.

Особую значимость в обучении взрослых приобретает мотивация, которая находит своё выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков.

Не вызывает сомнения, что обучение взрослых требует специфической организации учебного процесса и особых форм педагогического и андрогогического общения.

Требования и спрос взрослого обучаемого к результативности учебного процесса весьма высоки, и они вызваны не только ближайшими личными и профессиональными мотивами, интересами и потребностями, но и тем обстоятельством, что специалист склонён соизмерять эффективность своей профессиональной деятельности с результативностью учебного процесса. Работа с взрослой аудитории, состоящей из специалистов высокой квалификации, требует внимания к личности каждого обучаемого, учёта его социальной роли в жизни и обществе. Правильно организованное педагогическое общение позволяет интенсифицировать учебный процесс и повысить речевую активность обучаемых. Для создания оптимальных условий лингво-психического комфорта в процессе обучения следует стремиться к естественному не формальному общению, которая характеризуется дружеским участием, эмоциональной отзывчивостью и вниманием к собеседнику. Тон обращения должен быть предельно доброжелательно, доверительным, заинтересованным к взрослым студентам.

Одним из факторов интенсификации в этих методиках выступает принцип коммуникативности, предполагающий создание на занятиях ситуациях реальной коммуникативной деятельности, в ходе которой не преднамеренно усваиваются необходимые языковые средства. Это предопределило необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи, а также чтением и письмом и правильно встроенным произношением. Главной задачей метода обучения иностранному языку взрослых является овладение в условиях жесткого лимита времени иностранным языком как средство общения и средством познания. Для этого необходим минимум словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полного участия его как личности в процессе общения. Отбор словарного материала для курса обучения взрослых языку происходит по частотно-тематическому принципу, по их семантической стоимости, сочетаемости. Что касается грамматических явлений языка, то они все находят отражение в курсе обучения.

В работе с взрослыми обучающимися полностью оправдывает себя когнитивно-комуникативный метод, то есть обучение через познание, осмысление и понимание системы языка. Чистая имитация и репродукция может дать положительные результаты только в начальном этапе. Наиболее полно отвечают объявленным целям такие методики. В основу которых лёг личностно ориентированный подход. К практикуемым в настоящее время личностно ориентированным технологиям относятся: обучение в сотрудничестве, метод проектов, «портфель обучаемого», интернет-технологии, то есть речь идёт о формировании обобщённого метода овладении иноязычной речевой деятельностью, который получил сегодня название «компетентный подход». Это означает формирование различных компетенций: не только передача определённой суммой знаний, а формирование мнения, отношения, а также умения и желания дальше совершенствоваться. Что особенно важно при обучении взрослых.

Следуя за С.И.Змеевым в изучении особенности преподавания взрослым, мы склонны считать, что в условиях системы непрерывного образования изучение иностранного языка должно обязательно сопровождаться самостоятельным обучением. В связи с этим, можно говорить об актуальности формирования учебной самостоятельности взрослых на высоком уровне [2]. Для описываемой категории учащихся о владение иностранным языком не представляется достаточным при нескольких часах аудиторных занятий, при этом мы знаем, что сформированные к определённому возрасту личностные качества каждого из таких учащихся формируют особую форму восприятия включаемого в классе иноязычного учебного материала. Эффективное и полноценное обучение иностранному языку взрослых возможно лишь тогда, когда взрослые обучающиеся самостоятельно тренируют изучаемый материал, восполняя недостаточность иноязычной практики, демонстрируя стремление к самосовершенствованию.

Должное внимание необходимо обращать на такие междисциплинарные понятия, как «внимание», «память» и «мышление», которые при обучении взрослых приобретают специфический окрас, ведь именно эти категории обусловливают иноязычный образовательный процесс.

Внимание оказывает влияние на обучение взрослых иностранному как ни какой другой фактор, в связи с чем, его следует считать основополагающим. Вслед за Э.Г.Азимовым мы рассматриваем внимание как такую форму психологической деятельности, при которой учащийся сосредотачивается на определённом реальном или идеальном предмете в данный момент времени [1].

Некоторые учёные рассматривая данное понятие в педагогики и методике преподавании языков описывают его как способность обучающихся концентрироваться на конкретном объекте в процессе изучения этого объекта, при том, что данный процесс нацелен на более точное и полное овладение материалом [3,4,5].

По мнению многих ведущих мировых учёных-андрогогов, взрослый обучающийся имеет ряд отличий от обучающегося ребёнка. Основные из них следующие:

1. Взрослый обучаемый осознаёт себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и имеет большой жизненный опыт (в том числе учебный или научный);

2. Обладает высокой конкретной изначальной и материальной мотивацией к обучению, которая обусловлена возможностью решить свои профессиональные проблемы при помощи учебной деятельности;

3. Взрослый обучаемый всегда стремится к немедленному практическому применению полученных навыков знаний и умений в повседневной и профессиональной жизни;

4. Взрослый обучаемый всегда предъявляет повышенные и качественные требования в отношении конкретики и результатов обучения.

В рамках методики преподавание иностранных языков имеет смысл рассматривать языковую андрогогику, представляющей собой раздел методики, направленный на изучение различных способов эффективного управления процессом формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции у взрослых обучающихся.

Отсюда следует следующая особенность, состоящая в том, что взрослые обучающиеся способны осознанно выбирать продолжение образования в зрелом возрасте. Психолого-физиологические особенности включают самосознание, саморегуляцию, самокоррекцию и экономическую независимость, знание прав и законов в обществе сформированность системы морали и нравственности. Также обособляет их от более юных возрастных групп обучающихся наличие опыта в бытовой, социальной и профессиональной сферах жизни.

Литература:

  1. Азимов Э.Г.(1999). Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) — СПб.: Златоуст.
  2. Змеев С.И. Андрогогика и образование взрослых (основные понятия и термины): http://szmeyov.narod.ru/ Publications/andrterm.html.
  3. Islomov, S. (2018). R.: Interferenz beim Erwerb von Deutsch als Fremdsprache bei den Studierenden mit usbekischer Muttersprache/Islomov SR Yavleniye" interferensiya" pri izuchenii nemetskogo yazika kak inostrannogo sredi studentov s uzbekskim rodnim yazikom. Aktualniye problemi gumanitarnix i yestestvennix nauk, (06), 95.
  4. Мадалов, Н. Е. (2018). Значение мотивации. Какие отношения и ценности вовлечены в него?. Гуманитарный трактат, (22), 30-31.
  5. Худайкулов, А. Э., & Журакулова, З. Ш. (2015). Применение игровых технологий в обучении английскому языку в начальной школе. In Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности (pp. 38-39).