Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Личностно-деятельностный подход как основа исследования проблемы развития социального опыта в дополнительном образовании детей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Губайдулина Ирина Валерьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2539
Показать PDF версию Личностно-деятельностный подход как основа исследования проблемы развития социального опыта в дополнительном образовании детей

Губайдулина Ирина Валерьевна
ФГБОУ ОмГПУ, г. Омск
Центр магистерской подготовки, 2 курс
Irina_gub@mail.ru

Личностно - деятельностный подход, выступая основой исследования проблемы развития социального опыта подростков, обеспечивает комплексное его изучение, позволяет рассматривать данный процесс как педагогическую систему, педагогические интерпретации которой приведены в работах В.П. Беспалько, Т.И. Дмитриенко, А.Г. Кузминой, В.С., Сластенина и др. [1].

Категориальный аппарат данного подхода касается определения понятия «деятельность». Категория «деятельность» трактуется как основа, средство, решающее условие развития личности, форма активного отношения человека к окружающему миру; мотивационная совокупность последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально-значимых целей [2]. Исходя из понятия деятельности, в педагогике личностно - деятельностный подход получил распространение через следующее положение - личность проявляется и формируется в деятельности, что требует специальной работы по целенаправленной деятельности воспитанника, по активизации изменения его статуса из объекта в субъект познания, общения, приобретения навыков поведения, успешной жизнедеятельности [3].

Применение личностно - деятельностного подхода предполагает: наличие у детей познавательного мотива; выполнение обучающимися определенных действий для приобретения недостающих знаний, опыта; выявление и освоение учащимися способа действий, позволяющего осознанно применять приобретенные знания, опыт; развитие у детей умения контролировать свои действия; включение содержания образования в контекст решения значимых жизненных задач.

Личностно-деятельностный подход, предполагая организацию самого процесса обучения как организацию (и управление) учебной деятельности обучающихся, означает переориентацию этого процесса на постановку и решение ими самими конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и т.д.). Естественно, что при личностно-деятельностном подходе педагогу предстоит определить номенклатуру учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий обучающимися при условии овладения ими ориентировочной основой и алгоритмом их выполнения[3].

Личностно-деятельностный подход к развитию социального опыта подростка с позиций обучающегося (при особом учете организации субъектно-субъектного  взаимодействия самим педагогом дополнительного образования) прежде всего,  предполагает свободу выбора обучающимся пути, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения - педагога. Такой подход психологически предполагает, во-первых, обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной само актуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход к развитию социального опыта  с позиции обучающегося предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной (социальной) задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Это является основой развития не только социального опыта и аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации. Личностно-деятельностный подход к развитию социального опыта, с позиции обучающегося означает также наличие актуальной ситуации интернализации новых форм, правил, способов и средств социально-профессионально-коммуникативной деятельности, т.е. развитие не только социального и профессионального опыта подростка, но и его личности в целом [5].

Список используемой литературы:

  1. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание школьников.-2009.-№6.-С33-36
  2. Турик Л. Дополнительное образование: что это такое?//Здоровье детей.-2008.-№2.-С23-27.
  3. Куприянов Б. В. Человек - деятельность - общество: функции учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт).-2006. -№ 4. - С. 13-15.