Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Личная беопасность сотрудников УИС, обеспечивающих охрану в пенитенциарных учреждениях

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Абрамов Максим Анатольевич, Ефремова Дарья Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 2821
Показать PDF версию Личная беопасность сотрудников УИС, обеспечивающих охрану в пенитенциарных учреждениях

Абрамов Максим Анатольевич
Ефремова Дарья Владимировна

Аннотация. Статья посвящена правовым и организационным вопросам обеспечения безопасности сотрудников исправительных учреждений как одного из элементов системы безопасности сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации. Рассматриваются основные тенденции в данной сфере, а также организационно-правовые механизмы обеспечения безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Ключевые слова. Пенитенциарные учреждения, охрана, безопасность, Уголовно-исполнительная система

THE PERSONAL SAFETY OF PRISON PERSONNEL, PROVIDING SECURITY IN PENAL INSTITUTIONS

Annotation. The article is devoted to the legal and organizational issues of ensuring the safety of correctional officers as one of the elements of the security system of law enforcement officers in the Russian Federation. The main trends in this area, as well as organizational and legal mechanisms to ensure the safety of personnel of institutions and bodies performing criminal penalties in the form of imprisonment are considered.

Keyword. Penal institution, security, safety, Criminal-Executive system

Деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, неразрывно связана с воздействием на особую группу лиц — преступников, приговоренных к отбыванию уголовно-правовой кары. Помимо воздействия, при карательно-воспитательном процессе неизбежно и определенное взаимодействие, т. е. отношения между персоналом учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) и спецконтингентом, несмотря на всю их императивность, не являются односторонними (будь то профилактическая, социальная и иная работа с осужденными). В силу этого служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений (ИУ) несет в себе определенный риск, т. к. лица, содержащиеся в местах лишения свободы, способны сохранять склонность к совершению противоправных деяний, даже подвергаясь всем видам воспитательного воздействия. Эти преступные умыслы нередко бывают направлены против прав, свобод и интересов сотрудников УИС. Именно с целью предотвращения, предупреждения и пресечения правонарушений в отношении сотрудников УИС законодательно был закреплен комплекс мер организационно-правового характера.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы — категория государственных служащих, их правоохранительная деятельность, выражающаяся в исполнении уголовных наказаний и меры процессуального принуждения в виде заключения под стражу, сопряжена с определенным риском для их жизни, здоровья, собственности, а также для членов их семей. Особая функция сотрудников УИС в значительной степени повышает общественную опасность совершаемых в отношении них и членов их семей административных правонарушений и уголовных преступлений. Кроме того, нарушение интересов безопасности сотрудников УИС способно дезорганизовать деятельность исправительных учреждений.

В настоящее время вопросам безопасности сотрудников исправительных учреждений уделяется повышенное внимание на самом высоком уровне государственной власти. Руководство Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) стремится обеспечить защищенность персонала ИУ во всех сферах жизнедеятельности, а также снизить эмоциональное напряжение сотрудников. Относительно определения категории «безопасность» до сих пор ведутся дискуссии. Состояние безопасности — краеугольный камень нормального развития и функционирования любой устойчивой системы (в том числе государства и его отдельных органов), которая не подвергается угрозе со стороны внешних либо внутренних факторов. Ныне утративший силу Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2464-I «О безопасности» нормативно определял понятие безопасности: обозначал ее как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Примечательно, что действующий на настоящий момент одноименный Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ данного термина не раскрывает.

Обратимся к доктринальным взглядам на понятие «безопасность». Н. Д. Казаков под безопасностью понимает деятельность по противодействию внутренним и внешним угрозам, которая направлена на обеспечение условий для стабильного сосуществования общества и государства, характеризующихся динамично устойчивым состоянием [7, с. 62–63]. О. А. Бельков рассматривает безопасность как состояние развития общества, при котором его нормальное функционирование находится в сохранности [1, с. 91]. А. В. Петрянин и О. А. Петрянина считают, что безопасность — это «обеспеченное арсеналом легитимных сил, средств и инструментов состояние общественных отношений, при котором реализуются социально значимые потребности человека и гражданина (личности), надежно защищены от внутренних и внешних угроз его личные права и свободы, обеспечивается развитие материальных и духовных ценностей общества, гарантируется территориальная целостность и суверенитет, а также функционирование и развитие конституционного строя правового государства» [9, с. 176].

Таким образом, можно выделить два подхода к пониманию безопасности — статический и функциональный. Безопасность сотрудника исправительных учреждений, безусловно, связана с его личностью и личностями членов его семьи. Наиболее распространено такое понимание безопасности личности: осознание безопасности личности как системы мер по защите личности от различных угроз, возможность управлять опасностями, умение предупреждать и предотвращать угрожающие ситуации [3, с. 47].

Законодательно сформулированного понятия безопасности уголовно-исполнительной системы, безопасности персонала исправительных учреждений в настоящий момент нет, поэтому необходимо вновь обратиться к доктринальным толкованиям рассматриваемого термина. «Под безопасностью персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы понимается обеспечение неприкосновенности личности работников УИС, их чести и достоинства посредством законодательного закрепления различных форм защиты» [10, с. 673]. Н. Н. Кутаков рассматривает безопасность персонала ИУ как деятельность по обеспечению состояния защищенности и формулирует следующее определение: «Обеспечение безопасности персонала ИУ ФСИН России — это осуществление целенаправленного комплекса организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, воспитательных и иных мер воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с использованием в установленном законодательными актами порядке инженерно-технических средств, физической силы, специальных средств и оружия, направленных на выявление, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на работников УИС, связанных с осуществлением ими служебной или трудовой деятельности» [8, с. 25].

Угроза безопасности — это совокупность условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности сотрудника УИС и членам его семьи [2, с. 82]. Формы, методы и степень обеспечения безопасности сотрудника ИУ находятся в зависимости от действительности, уровня и источника происхождения угрозы. «Значительную угрозу его безопасности представляют осужденные к лишению свободы, которые совершают противоправные действия и в отношении которых сотрудники исправительных учреждений обязаны применять установленные законом меры воздействия. Угроза безопасности работников учреждений, исполняющих наказания, может возникнуть и в результате их неправомерного поведения при осуществлении своих функциональных обязанностей или в быту» [10, с. 674]. Средства обеспечения безопасности персонала ИУ составляют непосредственно те мероприятия, методы и способы действия, предметы, применение которых призвано создать условия для сохранности жизненно важных интересов личности. В зависимости от характера данных средств их можно разделить на: правовые; организационные; экономические; социальные; духовно-нравственные; другие.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы и члены их семей находятся под защитой государства, что обусловлено выполняемой ими социально значимой функцией. Непосредственную форму настоящая защита обретает в возложении на государство обязанности по обеспечению неприкосновенности личности, чести и достоинства сотрудника. «Юридические обязанности непосредственно выражают важнейшую основу правового регулирования — необходимость обеспечения в обществе определенной организованности, четкого правопорядка» [14, с. 43]. Служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений имеет большое общественное значение. Реализация уголовно-правовой кары в виде лишения свободы сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, осуществляется в условиях определенного риска, в криминогенной социальной среде бывших преступников, а также характеризуется периодически возникающими экстремальными ситуациями, которые нередко создают агрессивно настроенные осужденные.

Средства обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений в совокупности своей образуют систему, состоящую из следующих компонентов: меры уголовно-правового характера; меры уголовно-исполнительного характера; меры организационно-правового характера.

лекс мероприятий, закрепленных в нормативных актах, которые непосредственно направлены на защиту и обеспечение сохранности жизненно важных интересов сотрудников УИС, а также членов их семей и близких родственников. «В уголовно-исполнительной системе отмечается тенденция увеличения количества вынесенных постановлений о применении мер безопасности государственной защиты. Из общего числа решений об их необходимости большинство принято в отношении руководителей и сотрудников органов и учреждений УИС, членов их семей на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, что связано со сложной оперативной обстановкой в данных регионах, имеющимися фактами криминальных угроз, убийств руководителей и сотрудников учреждений УИС» [4, с. 90].

К числу основных организационно-правовых мер обеспечения безопасности сотрудников УИС следует отнести:

1) установление порядка применения физической силы, специальных средств и оружия;

2) государственную охрану неприкосновенности личности, чести и достоинства сотрудников, и недопустимость вмешательства в их служебную деятельность со стороны не уполномоченных на то законом лиц;

3) запрет на обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников и особый порядок предоставления сведений о прохождении ими службы;

4) обеспечение при необходимости персонала оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения;

5) личную охрану жилища и имущества;

6) временное помещение в безопасное место;

7) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

8) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

9) переселение на другое место жительства;

10) замену документов, изменение внешности.

Кроме того, В. И. Селиверстов в качестве меры организационно-правового характера выделил создание специализированных подразделений для обеспечения безопасности, а также отрядов специального назначения [11, с. 120]. Наличие развернутой системы мер, направленных на сохранение жизненно важных интересов должностных лиц ИУ, включая применение физической силы, специальных средств и оружия, является непосредственным отражением действия общеправового принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве [13, с. 46–48; 15, с. 275–276]. «Проблема личной безопасности должностных лиц, которые в связи с выполнением своих должностных обязанностей постоянно сталкиваются с различного рода угрозами, приобретает в настоящее время особую остроту. Риск как физического, так и психологического воздействия является неотъемлемой составляющей их профессии, в связи с чем специальная работа по обеспечению их нормальной деятельности чрезвычайно важна, является первоочередным приоритетом уголовно-исполнительной системы, а также выступает одним из наиболее эффективных средств противодействия преступности» [6, с. 136].

В целях пресечения и предупреждения данных отрицательных ситуаций в УИС задействуются разного рода силы, к которым, в частности, необходимо отнести подразделения собственной безопасности. Указанные структуры решают задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС, преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, по предотвращению проникновения на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию в пределах своей компетенции деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур и пр. Правовой основой перечисленных мер являются Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (первые четыре в названном перечне) и Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее по списку). Данный федеральный закон действует в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также в целях создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. Названный федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Нельзя не отметить тот факт, что одним из факторов, которые способствуют улучшению профилактики угрозы безопасности сотрудников УИС и снижают виктимность их поведения, является достаточно высокий уровень правовой культуры работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания [7, с. 162–165]. В силу стремительных темпов развития информационного общества особую значимость приобретает вопрос защиты персональных данных работников учреждений и органов УИС. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"1, цель которого — обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Следует отметить важность научно-технического обеспечения мероприятий, проводимых подразделениями собственной безопасности, по государственной защите сотрудников УИС. В целях государственной защиты научно-технические средства используются для обеспечения личной безопасности защищаемого лица, охраны его жилища и имущества. Научно-техническое обеспечение правоохранительной функции по государственной защите сотрудников УИС и членов их семей предусматривают использование технических средств по следующим направлениям: документирование информации в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий; обеспечение контроля, обследования помещений защищаемых лиц; информирование об опасности; фиксация угроз; обеспечение защиты информации. Данная деятельность является составной частью общего процесса научной организации труда уголовно-исполнительной системы [5].

Итак, в связи с важностью выполняемой социально значимой функции сотрудников ИУ система средств организационно-правового характера по обеспечению их безопасности включает в себя различные мероприятия, которые направлены на защиту жизненно важных интересов сотрудников УИС, а также интересов членов их семей и близких родственников.

Список литературы

  1. Бельков О. А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 1994. № 3. С. 91–94.
  2. Громов М. А. Безопасность персонала уголовно-исполнительной системы. Рязань: Изд. Акад. права и управления Федерал. службы исполнения наказаний, 2006. 96 c.
  3. Ежевская Т. И. Безопасность личности: система понятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 47–49.
  4. Епифанов С. С., Захарченко С. Н. Совершенствование организационно-правовых основ правоохранительной деятельности по обеспечению государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3-2. С. 89–96.
  5. Жезлов Н. В. Научная организация труда в уголовно-исполнительной системе // Журнал исследований по управлению. 2016. Т. 2. № 4. С. 3.
  6. Захарченко С. Н., Сехин Г. В. Государственная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы как приоритетное направление деятельности в условиях модернизации УИС // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития: сб. тез. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22–23 нояб. 2012 г.). В 3 т. Рязань: Акад. ФСИН России, 2012. Т. 3. С. 136–138.
  7. Казаков Н. Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) // Безопасность. 1994. № 4. С. 61–65.
  8. Кутаков Н. Н. Организация и правовые основы обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений ФСИН России: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 248 с.
  9. Петрянин А. В., Петрянина О. А. Понятие безопасности: законодательно-доктринальные подходы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 173–176.
  10. Российский курс уголовно-исполнительного права. Общая часть: учебник / Е. А. Антонян, Ю. М. Антонян, С. А. Борсученко и др.; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. В 2 т. М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2012. Т. 1. 696 с.
  11. Уголовно-исполнительное право России: учебник / В. И. Селиверстов, В. А. Геранин, В. А. Казакова; под ред. В. И. Селиверстова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. 448 с.
  12. Юнусов А. А., Юнусов М. А. Проблемы правовой активности и правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы России в контексте обязанностей субъектов гражданского права // Человек: преступление и наказание. 2015. № 2. С. 162–167.
  13. Юнусов А. А., Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве России как основной фактор обеспечения прав человека в процессе исполнения уголовных наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3. С. 45–49.
  14. Юнусов М. А., Юнусов Э. А. Юридические обязанности как основание правового регулирования // Алтайский юридический вестник. 2016. № 16. С. 42–45.
  15. Юнусов Э. А., Юнусов С. А. Обеспечение законности и прав человека в деятельности уголовно-исполнительной системы в контексте реализации принципа справедливости // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2. С. 274–277.